Людмила Юдина
Театр и музыка в жизни глухих
▼ Скачать
Театр и музыка в жизни глухих
Музыка помогает глухим полнее воспринимать мир самих себя, способствует более полному полноценному развитию, вхождению в социум, где музыкальная культура является важнейшей частью духовной культуры, духовных ценностей народа.
Публикация «Театр и музыка в жизни глухих» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В деятельности, связанной с музыкой, происходит эмоциональное развитие учащихся. Особенно ярко дети выражают свои эмоции при инсценировании сказок. Проникновению учеников в эмоциональный мир героев помогает осознанию литературного содержания сказки, многократное прослушивание музыки, развитие умений передавать образ в выразительных движениях, эмоциональной и внятной устной речи, использование декораций и костюмов.
Сказки – драматизация, с одной стороны, это творческая театральная деятельность, осуществляемая в досуговое время, с другой – это углубление всеобщей зрительной культуры детей с недостатком слуха. Организовывая спектакль-сказку, нельзя забывать об её эмоционально-эстетической ценности. При подготовке спектакля детей захватывает атмосфера, которая создается вокруг общего дела, они понимают, что успех зависит от усилий и ответственности каждого. Для участия в инсценировке совершенно не обязательны врожденные актерские способности, достаточно ребенку постараться вникнуть в мотивы поведения и характер персонажа и потрудиться над тем, чтобы доступными ему средствами изобразить его.
Работа над музыкальными сказками или сказками с музыкальным сопровождением строится на принципах преемственности обучения. Используются навыки, полученные на музыкально-ритмических занятиях, а также программных требований по развитию слухового восприятия и слухового произношения. Обсуждаются характер, повадки, интонации того или иного персонажа сказки.
Одним из важных условий по подготовке спектакля является осмысление детьми текста произведения (сказки, усвоение последовательности развития действия. В процессе проведения репетиций решается много задач. Это:
-развитие сценических и артистических способностей детей;
-коррекция произношения;
-формирование умений работать в коллективе;
Правильная организация знакомства учеников с музыкальной сказкой имеет большое значение. От этого зависит заинтересованное участие детей в ее инсценировании. Знакомясь со сказкой, школьники слушают эмоциональный пересказ её содержания. В рассказ обязательно включается слушание музыкальных фрагментов, к которым привлекается внимание учащихся. Желательно осуществить постановку фрагментов из сказки или её целиком, что содействует развитию творческих способностей детей, актерских качеств, пластичности, совершенствованию устной речи (её восприятию и воспроизведению, слухового восприятия музыки.
Работа, связанная с драматизацией, полезна для развития у детей с нарушением слуха ритмико-интонационной структуры речи.
В процессе инсценирования передается основное содержание сказки, происходит более глубокая осознание литературных образов. Постоянная работа над развитием восприятия музыки, разучивание движений под музыку в манере персонажей, использование костюмов и декораций позволяет глухим детям эмоционально входить в роль, учится выразительно говорить от имени героев сказки.
Участниками сказок – драматизаций могут быть разные по возрасту дети, это зависит от степени сложности сказки.
Музыка в спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или просто слушают игру на музыкальном инструменте. Подготовка музыкальных сказок или сказок с музыкальным сопровождением идет с участием музыкального работника, который не только знакомит неслышащих школьников с музыкальными темами, характеризующими персонажей сказок, но и обучает восприятию музыки на материале этих тем, а также движениям под музыку.
Музыка вводится с целью создания определенного настроения, в качестве музыкального оформления. Нужно помнить, что музыка не должна звучать постоянно или лишь украшательством. Это нарушает восприятие содержания пьесы, отвлекает внимание зрителей от основного действия, лишает музыку её функциональной значимости.
Приобщение глухих и слабослышащих школьников к миру прекрасного через музыку помогает эмоциональному воспитанию, решение коррекционных задач, способствует воспитанию духовной культуры, интереса к литературе, живописи, дает уверенность в общении среди слышащих.