Виктория Павловская
Консультация «Театр для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицахлитературных произведений (сказки, рассказы, специально написанныеинсценировки). Герои литературных произведений становятсядействующими лицами, а их приключения, события жизни, измененныедетской фантазией, - сюжетом игры. G Особенность театрализованных игрсостоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенкаво многом предопределена текстом произведения. Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле длятворчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети самивплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняютконцовку и т. д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты,действия, переживания определены содержанием произведения. Творчестворебенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы этоосуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает,представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренниймир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игреG требует особой подготовленности, которая проявляется в способности кэстетическому восприятию искусства художественного слова, умениивслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать егопоступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умениепредставлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку,в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка:чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богачевоображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенокдолжен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой,телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и8
Публикация «Консультация „Театр для детей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можноопределить как такой уровень общекультурного развития, на основе которогооблегчается понимание художественного произведения, возникаетэмоциональный отклик на него, происходит овладение художественнымисредствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно,а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такойвоспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение дляразвития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в нейупражняются отдельные психические процессы, но и потому, что этипроцессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому,что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознаетсебя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективныестремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенномуобразцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев,любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учасьна их ошибках. Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихсяхудожественным оформлением, а главное – спецификой детскойтеатрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами,как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других детидействуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературноепроизведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучиваяих роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра собъемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовыетеатрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощьюкартинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. 9
Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игрявляется теневой театр. Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такойигре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типапетрушки - театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо, гдеиспользуются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается наруку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукавакостюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой. В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества:художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое,певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественномуизображению литературного произведения не только как "артисты",исполняющие роли, но и как "художники", оформляющие спектакль, как"музыканты", обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такойдеятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способностиребенка, развить талант, увлечь детей. Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщениидетей к искусству : литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работеартистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшегодошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовиттворческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогиис опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, чтотеатр дарит радость и творцам и зрителям.