Нина Трефилова
Программа по изотерапии в детском саду «Танцующие краски Эбру»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 40 «Ромашка»
Программа
кружка по художественно – эстетическому развитию
с детьми старшего дошкольного возраста
«Танцующие краски Эбру»
(изотерапия)
Разработчик:
Трефилова Н. В.
Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки
которые питают источник творческой мысли".
В. А. Сухомлинский.
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по изотерапии в детском саду „Танцующие краски Эбру“» размещена в разделах
Изобразительное искусство играет большую роль в развитии и совершенствовании эмоционально-чувственного мира ребёнка, в воспитании явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.
Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребёнка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья.
В ситуациях, когда вербальные контакты между детьми в группе нарушены или затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными образами. Это особенно важно в коррекционной работе с тревожными детьми.
Рисование широко используют в терапевтических и психокоррекционных целях, например, для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при психологической коррекции неврозов, страхов.
Так что же такое изотерапия?
Изотерапия это лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием). Она эффективна в работе с нормально развивающимися детьми и с детьми, имеющими различные проблемы: задержку психического развития, речевые трудности, нарушения слуха, умственную отсталость, нарушение вербального общения.
Во время художественного творчества в сознании детей происходит отражение и моделирование социальной действительности, формируется отношение к ней. В детском рисунке отражается не только уровень развития графических навыков и овладений техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, особенности межличностных отношений, например в семье.
К сожалению, некоторые родители не считают рисование серьёзным делом и заменяют его чтением и другими интеллектуальными занятиями, более полезными, с их точки зрения. Однако научные исследования в области изотерапии подтверждают, что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений.
Цель работы по изотерапии :
- Повышение эмоционально-положительного фона, создание благоприятных условий для успешного развития ребенка.
-Совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.
- Гармонизация эмоционального состояния, снятие напряжения, тактильная стимуляция.
- Развитие мелкой моторики и творческого воображения.
Преимущества изотерапии перед другими формами работы:
• практически каждый ребёнок (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
• изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребёнка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
• изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
• изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.
Актуальность:
Из опыта работы с детьми, по развитию художественно творческих способностей в рисовании можно сказать, что стандартных наборов изобразительных материалов, техник не достаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше.
Поэтому так важно обратиться к использованию нетрадиционных техник рисования – они дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, заставляют наших детей мыслить нестандартно. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Поэтому работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна начаться, задолго до поступления в школу. Это решает сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияет на общее интеллектуальное развитие детей, во-вторых, готовит к овладению навыком письма.
Нетрадиционная техника развивает интеллект, умение мыслить нестандартно. Ребёнку не навязываются определённые штампы, стереотипы, готовые схемы для создания образа. Он сам является творцом, при этом подключается детское воображение, воспитывается индивидуальность. Рисование в данной технике полезно для неуверенных в себе детей, у которых не очень получается творческая работа привычным способом. Малыши раскрепощаются, начинают верить в свои силы и понимать, что ошибки — это просто шаги к достижению цели, а не непреодолимые препятствия. С другой стороны, такая деятельность помогает успокоить чересчур активных и беспокойных дошкольников.
Также, поскольку группа набирается вновь, у детей отсутствуют дружественные связи, наблюдается зажатость и недостаток вербального общения, как с воспитателями, так и между собой.
Цели:
- Знакомство детей с нетрадиционной техникой изображения - Эбру;
- Развитие у детей художественно-творческих способностей, коррекция эмоционального фона в группе и у детей с гиперактивностью посредством изотерапии;
- Организация досуга детей.
Задачи:
1. Обучающие.
Использование новой техники изобразительнго искусства – Эбру. Овладение различными техническими навыками и умениями, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа при работе с красками Эбру.
2. Воспитательные.
Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения со взрослым.
3. Коррекционные.
Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности
4. Лечебные.
«Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
5. Развивающие.
Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
6. Диагностические.
Изотерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.
Средства обучения - наглядные, словесные и практические методы:
• наблюдения за детьми;
• объяснение, беседа, рассказ воспитателя;
• показ способов действия;
• игровые приемы;
• совместный анализ выполненной работы.
Форма обучения: тематическая совместная деятельность педагога и подгруппы детей.
Количество занятий: 2 раза в месяц. Длительность занятия составляет по 25-30 минут с подгруппой детей.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.
Место проведения: помещение группы.
Используемый материал: набор красок Эбру, веерные кисти, деревянные палочки различные по толщине, лоток, загуститель воды, бумага, гребни, салфетки.
Предполагаемый результат:
1. Дети освоят технику рисования красками Эбру.
2. У детей выявятся улучшения показателей мелкой моторики пальцев рук, умение экспериментировать и ориентироваться на плоскости, и как следствие, улучшение речевой активности.
3. Улучшение психо-эмоциональной атмосферы в группе и у детей, в частности.
4. У детей сформируются технические навыки рисования.
5. Будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Сетка тем и занятий:
Сентябрь
Знакомство с красками Эбру, инструментами.
Показ видеоролика о технике рисования Эбру
Дать представление о красках Эбру – танцующих красках. Развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать детскую индивидуальность. Учить детей работать с различными материалами, осваивать технику работы с ними.
Мои мечты
«Круг добра» - передача с пожатием по кругу приятных слов друг другу. Повторить правила работы с красками Эбру :
*Чем больше краски используется, тем быстрее загрязняется вода;
*Краски Эбру не отстирываются от ткани, используйте фартуки;
*Перед использованием краски необходимо взболтать;
*После каждого пользования кистью – её промывать водой, шило нужно протирать салфеткой;
* Не следует «утапливать» шило в воде.
Октябрь
Цветочный луг Обсуждение рисования возможных цветов.
Рисование по показу.
Разучивание гимнастики «Цветок» Познакомить с одной из техник Эбру - гельгит -разбрызгивание кистью. Повторить правила работы с красками Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Осенние листья
Вынос изображений осени и их разбор.
Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (желтый и красный) и их смесь. Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Ноябрь
Подарок маме
Показ видео о переносе изображения на дерево, ткань.
Беседа о приближающемся празднике – День матери
Учить переводить рисунок на другую поверхность (дерево, металл, ткань)
Цветочные мотивы
Показ видео с исполением таракла-техники.
Обсуждение рисования возможных цветов.
Продолжить знакомство с одной из техник Эбру – таракла (рисование гребешком). Повторить правила работы с красками Эбру. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Декабрь
Песчаная буря в пустыне
Вынос изображений пустыни и их разбор.
Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (желтый, коричневый). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Ёлочка
Вынос изображений деревьев и их разбор.
Познакомить с одним из техник Эбру – батал, рисование кругов палочкой. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, зелёный). Продолжать учить работать шилом по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Январь
Снежинки
Вырезание из бумаги снежинок.
Вальсирование под музыку ПИ Чайковского «Вальс цветов»
Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – батал -рисование палочкой. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 2 цвета красок (белый, синий). Продолжать учить работать палочкой по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Сказочный мир Золотой рыбки
Подвижая игра «Море волнуется».
Раучивание гимнастики «Рыбки» Продолжать знакомить с одним из видов Эбру – батал. Развивать желание экспериментировать в рисовании, используя 5 цветов красок (белый, зелёный, жёлтый, красный, синий) и их оттенки. Продолжать учить работать палочками по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Февраль
Мой любимый зверек
Беседа с опросом детей о любимых животных.
Продолжать учить работать палочками по поверхности воды. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Подарок папе Беседа о приближающемся празднике – 23 февраля Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Март
Ткань для маминого платья
Беседа о приближающемся празднике – 8 марта
Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Яблонька
Гимнастика «Росток-дерево»
Развивать творческие способности, эстетическое восприятие, цветовое сочетание, воображение, фантазию и мелкую моторику пальцев рук, интерес к познавательной деятельности.
Апрель
На чужой планете
Видео с галактическими путешествиями.
Разучивание гимнастики «Космонавты»
Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Пасхальная радость
Беседа о традициях Пасхи, ее атрибутах.
Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Май
Бабочки на лугу
Вальсирование под музыку - бабочки
Развивать желание экспериментировать, фантазировать. Вызвать положительный отклик на результаты своего творчества.
Мир фантазий
Беседа с диалогом «Ваши мечты»
Совершенствовать умение и навыки в экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционной технике. Закрепить правила работу с красками Эбру.
Заключение.
Процесс рисования Эбру - очень увлекательный процесс! Особенно интересным оказался в том плане, что при нанесении капель красок на поверхность воды образуется непредсказуемый и завораживающий рисунок с причудливостью линий.
Я как педагог много изучила материала об истории создания рисунка в технике Эбру и значении этого слова. Использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники «Эбру», помогает развивать познавательную деятельность, находить нестандартные способы художественного изображения, корректировать психические процессы дошкольников.
Работая с детьми, я пришла к выводу:
• ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него удовольствие, радость, удивление, волшебство.
• знания, которые приобретают дошкольники, складываются в систему; на достигнутых результатах мы не остановимся и в дальнейшем ставим задачу усовершенствовать полученные умения, переходить к овладению новых сложных нетрадиционных техник в рисовании, использовать необычный материал для своих работ.
Используемая литература и интернет-ресурсы
1. Технология традиционного эбру// Сайт «Искусство росписи на воде» - https://ebru-art.ru/
2. https://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
3. https://ru.wikipedia.org/
4.https://ebru-profi.ru/
5. Окульская Л. В. Нетрадиционная техника рисования эбру [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 62-65