Горбачева Светлана
«Тайны поздней осени». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с характерными особенностями поздней осени через игры, творчество и наблюдение.
Задачи.
Образовательные:
• Познакомить детей с изменениями в природе поздней осени, выделив характерные признаки.
• Расширить словарный запас детей, познакомив их с новыми словами (листопад, иней, туман).
• Укрепить знания о сезонных изменениях у растений и животных.
Развивающие:
• Развивать наблюдательность и внимание путем анализа природных явлений.
• Стимулировать воображение через создание осенних образов в поделках.
Публикация «„Тайны поздней осени“, Конспект занятия в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
• Развить мелкую моторику, выполняя аппликации из природных материалов.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к окружающему миру.
• Формировать эстетическое восприятие осенней природы.
• Поддерживать самостоятельность и инициативность в творческих задачах.
Здоровьесберегающие:
• Включать подвижные игры, способствующие укреплению физического здоровья.
• Обращать внимание на необходимость одеваться по погоде.
• Формировать навыки личной гигиены после прогулок на свежем воздухе.
Предварительная работа.
Рассматриваем с детьми книги и иллюстрации на тему осени, обсуждаем изменения в погоде, гуляем на улице и наблюдаем за природой, собираем разноцветные листья и другие природные материалы для поделок.
Материалы и оборудование.
Картинки с изображением осенних пейзажей, разноцветные листья, клей, ножницы, бумага, кисти и краски для рисования, аудиозаписи звуков природы (шум дождя, ветер).
Ход занятия
Вводная часть.
Раздаются звуки музыки. Можно включить звуки осенней природы или поставить любую знакомую детям песенку про осень, чтобы привлечь их внимание.
Воспитатель (либо в костюме осени, либо с венком из осенних листьев на голове) : Здравствуйте, ребята! Посмотрите, как красиво и нарядно я сегодня выгляжу. Вам нравится мой наряд (или головной убор?
Дети: Да, очень нравится!
Воспитатель: Он символизирует очень красивое время года. Сейчас я загадаю вам загадку, и вы сразу отгадаете его!
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Правильно, такое бывает не просто осенью, а поздней осенью. Неспроста поэт сказал про это время года:
Заглянула осень в сад –
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть – Стесняется.
Воспитатель: Осень грустное, так как мы расстаемся с теплыми денечками, но и очень красивое время года. Время сбора урожая и заготовки запасов на долгую холодную зиму. Давайте поприветствуем осень и друг друга!
Дети: Давайте!
Воспитатель: Поднимем наши ручки вверх и помашем в окошко: "Привет, осень!", теперь помашем друг другу: «Привет, друзья!», а теперь повернемся ко мне и скажем: "Привет, воспитатель!". Мы все сегодня — команда маленьких исследователей!
Воспитатель: Для начала представьте, что вы — детективы, которые раскрывают секреты природы. Как вы думаете:
• Почему утром трава иногда покрыта белым инеем?
• И что такое листопад?
• Подумайте, какие изменения происходят вокруг нас, когда приходит поздняя осень.
• Может быть, кто-то заметил, как деревья теряют свои листья или как становится прохладнее?
Давайте обсудим и попробуем найти ответы вместе.
Воспитатель снова задает вопросы по одному, а дети пытаются найти на них ответы.
Разминка «Осенние листья»
Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг и немного разомнемся. Представим, что мы — листья на ветру: поднимите руки и плавно качайте их, как если бы на вас медленно садились капли тумана. Почувствуйте, как легко и свободно они колышутся! А теперь сделаем глубокий вдох, как если бы мы ощутили прохладный утренний воздух, и выдохнем весь наш сон. Вот иней опустился на листики, они немного озябли и полетели кружиться, греться! А теперь листики опустились на коврик и потянулись, удобно улеглись на полянке. Налетел ветер – шалунишка и снова закружил наши листики.
Воспитатель: Хорошо размялись и взбодрились. Теперь вы готовы к приключениям?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Отлично, тогда продолжаем наше занятие!
Основная часть.
Воспитатель: Дорогие ребята, сейчас я расскажу вам маленькую сказку о том, как листья дружно решили отправиться в путешествие, чтобы найти зимнюю сказку. А пока я рассказываю, вы можете попробовать разложить перед собой листья, которые мы заранее собрали на прогулках, и подумать, на что они похожи. Может быть, вы найдете там лесных жителей или солнечные лучи? Мы обязательно сделаем из них красивые аппликации.
Сказка об осенних листьях, встретивших зиму
Однажды в осеннем лесу начало происходить что-то необычное. Листья с деревьев начали шептаться между собой и захотели отправиться в удивительное путешествие, чтобы найти зимнюю сказку. Каждый листик — и красный, и жёлтый, и оранжевый — мечтал увидеть настоящие снежные превращения. Ведущий листик по имени Кленок сказал: "Друзья, давайте отправимся на поиски зимнего чуда! Вместе мы сможем преодолеть любые преграды!"
И вот, с первым порывом ветра, листья сорвались с веток и начали плавное путешествие по воздуху. Они летели над лесными тропинками, перелетая от одного дерева к другому. На своем пути листья встретили игривого белого кролика, который запрыгал рядом и удивлё нно спросил: "Куда это вы все дружно направляетесь?" "Мы ищем зимнюю сказку!" — радостно ответили листья. Кролик улыбнулся и радостно поскакал с ними.
Листья продолжили своё воздушное путешествие, и вскоре добрались до края леса. Там они увидели сначала полянки, покрытые белым инеем, а пролетев дальше и волшебные сугробы, которые поблёскивали словно серебряные горы на горизонте. Вдруг, среди хлопьев снега, появилась снежная фея. Она грациозно порхала, рассыпая волшебные снежинки. Фея заметила листья и улыбнулась им: "Здравствуйте, отважные искатели! Каждая зима полна своих сказок. Посмотрите вокруг—всё это снежное великолепие для таких смельчаков, как вы!" Листьям очень понравилась зима, но они замерзли и вернулись в родной лес. Они еще покружились и опустились на землю, к стволам деревьев, с новыми яркими воспоминаниями о зимних чудесах. Они поняли, что волшебство зимы таится в каждом мгновении, проведённом в окружении друзей и природы. Каждый лист знал, что впереди ещё много удивительных путешествий, которые ждут своего времени.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Ответы детей.
Творческая аппликация из осенних листьев
Воспитатель: Смотрите, какие у нас тут разноцветные листья: красные, желтые, оранжевые и коричневые. Каждый листик – это маленький шедевр природы. Давайте подумаем, что мы можем из них создать. Кто-то может сделать сову или ежика, а кто-то – настоящий осенний лес. Возьмите клей и начинайте творить! Помните, что ваши фантазии – это самый главный инструмент в нашем сегодняшнем занятии. Я буду ходить и помогать вам, если понадобится.
Воспитатель: А теперь отложим наши аппликации, дадим им высохнуть. А пока аппликации сохнут, мы перенесёмся в мир звуков. Посмотрите на эти яркие картинки с пейзажами поздней осени. Закройте глаза и представьте, какие звуки вы можете услышать в лесу.
• Слышите, как тихонько ступают ножки мелких зверушек по опавшим листьям?
• А так, кажется, будто плачет дождичек, барабаня по разноцветным зонтикам деревьев?
• Вот ветер, он как будто рассказывает свою древнюю сказку, шурша листвой.
• Какие звуки вам больше всего понравились?
Ответы детей.
Воспитатель: Я уверена, что в каждом из вас живет маленький музыкант. Давайте сочиним наш собственный осенний оркестр. Можно шуршать листьями, стучать палочками по камням или даже использовать свои голоса, чтобы создать особенную мелодию. У кого-то есть предположения, откуда могут доноситься осенние звуки? Смело делитесь своими идеями, и мы попробуем их воплотить!
Выступление детского осеннего оркестра
Воспитатель: Какая интересная осенняя мелодия у нас получилась. Браво, музыканты! Давайте порадуемся нашим успехам и похлопаем в ладоши!
Дети аплодируют друг другу.
Заключительная часть, рефлексия.
Воспитатель: Как много нового мы узнали сегодня о поздней осени! У нас получилось создать очень интересные работы из листьев. Каждый из вас был настоящим художником, музыкантом и исследователем! Давайте покажем друг другу, какие замечательные аппликации у нас получились, и расскажем, что мы изобразили.
Дети делятся своими эмоциями и впечатлениями.
Воспитатель: Спасибо за ваше внимание и удивительное творчество! Дорогие дети, я горжусь каждым из вас! Сегодня вы проявили свои лучшие творческие способности. Мы не только узнали о поздней осени, но и научились видеть красоту в этом удивительном времени года. Ваши аппликации, которые вы сделали из осенних листьев, стали настоящими произведениями искусства. Посмотрите, как они разнообразны и ярки! Вы использовали природные материалы, и у вас вышли настоящие шедевры. Некоторые из вас изобразили осенний лес, другие — деревья, птичек, животных, которые готовятся к зиме. Каждая работа уникальна и отражает ваш взгляд на уходящее тепло.
Воспитатель: Давайте теперь вспомним, какие звуки мы можем услышать на прогулке по осеннему парку?
Ответы детей.
Воспитатель: Конечно, осень — это не только красота и краски, но и особые звуки природы. Шелест листьев под ногами, лёгкий шорох ветра, капли дождя на лужах — каждый из вас смог передать это в музыке осени, которую мы все вместе сегодня играли. Теперь мы знаем, как красиво звучит поздняя осень!
Воспитатель: Осень дарит нам свои тайны, и теперь вы знаете, как их раскрывать. Всегда оставайтесь такими же любопытными и стремитесь к новому! Спасибо вам за ваше внимание и за то, что вы были такими старательными и заинтересованными участниками занятия.