Ольга Абрикосова
Сюжетное занятие «Лесная прогулка»
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации. Перед началом занятия зал надо оформить. Возможно, это будут большие рисунки зимнего леса с изображением деревьев, елей, покрытых снегом. Кроме этого, нужны либо мягкие игрушки (заяц-беляк, белка, лиса, волк, медведь, синичка, либо красочные рисунки этих животных и птиц. Можно сделать маски и элементы костюма, символизирующие этих животных и птиц. В зале должно быть два ведущих: один воспитатель, а другой - помощник, изображающий животных. Дополнительное оформление зала выполняют воспитатели самостоятельно.
Задание 1
Публикация «Сюжетное занятие „Лесная прогулка“» размещена в разделах
- Ходьба без задания, по кругу зала;
- Легкий бег, с переходом на ходьбу.
- Здравствуйте, ребята! Я хочу предложить небольшое путешествие. (Воспитатель читает стихотворение.)
Осень прощается с нами,
Все замерзает вокруг,
Давайте усядемся в сани,
По лесу проедем мы круг.
Посмотрим, что там происходит?
Как звери готовы к зиме?
И кто из них по лесу бродит,
Еду добывая себе?
- Вы уже догадались, что я приглашаю вас отправиться в лес? До леса далеко, поэтому мы поедем на санях. Нам надо запрячь лошадей.
Методические рекомендации. Выбрать трех детей, которые будут имитировать лошадей, которые встают в одну шеренгу и соединяют руки крест-на-крест. На них надевают «вожжи» (атласную ленту или веревку длиной 4-5 м) так, чтобы один конец, справа, проходил через шею спереди-назад, между туловищем и рукой. А другой конец так же должен проходить слева. Дети, которые едут в санях, берут концы ленты или веревки и держат их, перемещаются по залу (как бы обозначая края саней). Все остальные дети встают в шеренги по 3-4 человека. Крайние в шеренгах берутся за ленту (веревку, справа - правой рукой, слева - левой.
- Лошадей запрягли, сани готовы. Ребята, все хорошо уселись? Молодцы. Поехали! (У детей в санях может быть колокольчик, под звон которого дети будут передвигаться по залу.)
- Ребята, давайте остановим наши сани и посмотрим, кто это веселится на опушке леса.
(Выходит помощник в маске зайца.)
Я беляк, я зайчик!
Веселый попрыгайчик!
Осенью, ребята, я линяю,
Скоро шубку поменяю.
Надену белую, пушистую,
Как белый снег, искристую.
На снегу меня не видно,
До чего же лисе обидно!
Заяц:
- Ребята, я приглашаю вас повеселиться, попрыгать вместе со мной. Вы попрыгаете и согреетесь, и вам станет так же весело, как и мне.
Задание 2. Дети выполняют разные виды прыжков с продвижением вперед, назад, в сторону, имитируя «зайца» на двух ногах, на правой, на левой.
Задание 3. Дети повторяют те прыжки, которые показывает «заяц».
- Весело мы прыгали вместе зайцем. Давайте скажем ему спасибо и поедем дальше.
(Дети снова садятся в сани и едут дальше, выполняя ходьбу по кругу. Помощник в это время надевает маску лисы.)
Задание 4
- Смотрите, там между кустов мелькнул чей-то рыжий хвост. Мы делаем остановку и идем искать лису.
(Выходит помощник в костюме лисы.)
Я рыжая, я хитрая,
Я очень-очень быстрая,
Меня зовут лисичка,
Я всем зверям сестричка.
Улягусь мягко на снегу,
Мышку зорко стерегу,
Я подкрадываюсь тихо
И ловлю мышей я лихо.
Лиса:
- Привет, ребята! А что вы делаете в лесу? (Дети отвечают, зачем они приехали в лес.)
- Мне сейчас очень скучно, потому что все мыши спят и я не смогу охотиться. Поиграйте со мной. Вы будете мышками, и я буду вас ловить, а вы будете прятаться в норках.
Игра «Лиса и мыши»
Инвентарь: приготовить и разложить на полу маленькие гимнастические обручи - на один меньше, чем количество детей, это норки.
Правила. Лиса сидит в своей норке (на специальном детском стуле) и дремлет. Мыши выбежали погулять, поиграть. Дети бегают по площадке, попискивают. Своим писком они разбудили лису, и она выбегает охотиться. Дети убегают в «норы», то есть каждый ребенок должен занять место в обруче. Кому-то не достанется «норки», и лиса ловит эту «мышку», и она садится на скамейку, выбывает из игры. Воспитатель убирает еще один обруч, и игра продолжается до тех пор, пока не останется одна, самая шустрая «мышка».
- Спасибо тебе, добрая лисичка, но нам пора ехать дальше. (Дети благодарят лису и прощаются с ней.) Ребята, все сели в сани? Поехали.
- Ребята, как вы думаете, кто это прыгает с ветки на ветку и размахивает своим пушистым хвостом? (Дети должны дать ответ.)
(Выходит помощник в маске белочки, у него должна быть корзина, в которой лежат «орехи» - теннисные мячи и рисунки грибов, чтобы показать их детям.)
Белка прыгала, скакала,
Грибы, орехи собирала,
Запасы спрятала в дупло,
Снегом чтоб не замело.
Зимой не будет голодать,
Белка будет пировать.
А орешки не простые,
Все большие, золотые.
С ними можно поиграть,
Покатать и побросать.
Но забрать мы их не сможем,
Мы на место их положим.
В то время как воспитатель читает стихотворение, «белка» имитирует разные движения: прыгает, скачет, показывает детям грибы и орехи из корзины.
- Ребята, давайте попросим у белочки золотые орешки, поиграем с ними и белочку пригласим. («Белка» и дети выполняют несколько упражнений с теннисными мячами.)
Задание 5
И. п. - стойка, мяч в правой руке;
1 - бросок мяча вверх и 2-3 хлопка в ладоши;
2 - поймать мяч хватом снизу левой рукой;
3 - повторить счет 1;
4 - и. п.
Дозировка: 8-12 раз.
И. п. - стойка, руки в стороны, мяч на ладони правой руки;
1 - бросок мяча вверх-влево по дуге над головой;
2 - поймать мяч левой рукой снизу;
3 - повторить счет 1;
4 - и. п.
Дозировка: 8-12 раз.
И. п. - стойка, мяч внизу в двух руках;
1 - высокий бросок мяча вверх;
2 - поворот вправо (влево) на 360, быстро;
3 - поймать мяч двумя руками снизу;
4 - и. п.
Примечание. Один раз выполнять поворот вправо, другой - влево.
Дозировка: 8-12 раз.
И. п. - стойка, мяч внизу в двух руках, дети стоят в кругу на расстоянии шага друг от друга;
1 - все одновременно по команде воспитателя выполняют высокий бросок мяча вверх;
2 - все делают приставной шаг вправо;
3 - ловят мяч, брошенный вверх партнером справа;
4 - и. п.
5 - 8 - повторить счет 1-4, выполняя приставной шаг влево.
Дозировка: 6-8 раз.
Задание 6
- Замечательно мы поиграли с большими золотыми орехами, а теперь давайте вернем их белочке и продолжим наш путь. Ребята, давайте поменяем наших «лошадок» (выбрать трех других детей, которые будут имитировать «лошадей»).
(Дети садятся в сани и едут дальше. Помощник надевает маску желтогрудой синички. Кроме этого, надо приготовить большие рисунки дятла, совы, снегиря, зяблика и глухаря. Можно прикрепить их на небольшие палочки, чтобы помощник, читая стихотворение, мог их поднимать по очереди и показывать детям.)
Мы лесные птички :
Желтогрудые синички,
Дятлы, совы, снегири,
Зяблики и глухари.
Очень много мы летаем,
Потому не замерзаем,
Мы чирикаем, поем,
С нетерпением лета ждем.
- Обратите внимание, как много разных птиц остаются на зимовку в нашем лесу. Все они очень красивые.
Посмотрите, у синичек желтые грудки, а у снегирей красные. Ребята, я предлагаю вам на время превратиться в синичек и снегирей и поиграть.
Игра «Кто быстрее»
Инвентарь: 2 гимнастические скамейки, красные и желтые косынки.
Правила. Дети делятся на две команды: «синички» повязывают на голову желтые косынки, «снегири» - красные косынки. Команды «синичек» и «снегирей» делятся пополам. Одна часть команды встает на одном конце зала, в колонну по одному, а другая - на другом конце зала. По середине зала продольно поставить две гимнастические скамейки - напротив команд.
По сигналу воспитателя «синички» и «снегири», стоящие первыми в командах, бегут до скамейки, размахивая «крыльями». Затем выполняют легкий бег на носках по скамейке и машут «крыльями». Спускаются по скамейке и бегут ко второй половине своих команд, хлопают по ладоням впередистоящего, то есть передают эстафету, и встают в конец команды. Далее задание выполняют дети, получившие эстафету. Побеждает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание (дети поменяются местами). Игру-эстафету провести 2-3 раза.
Задание 7
- Вот и с птичками мы поиграли, пора в путь. (Опять дети садятся в сани и едут дальше.)
(Помощник надевает маску волка, выбегает и встает перед детьми.)
Я голодный серый волк,
Все зубами щелк да щелк,
На охоте ночь и день,
Много бегать мне не лень.
Зайца не могу догнать!
Ну кого же мне поймать?
Что же делать, как же быть?
Ладно! На луну я буду выть.
- Да ты и впрямь голодный и злой! Мы с ребятами приехали в лес и пока встречали только веселых и добрых зверей и птиц.
Волк:
- А кого вы встречали? (Дети должны перечислить зверей и птиц с которыми уже встречались.)
- Волк, мы приглашаем тебя поиграть с нами, тебе будет весело, и ты станешь добрее. А потом ты отправишься на охоту и обязательно поймаешь свою добычу и вкусно поешь.
Волк:
- Ну ладно, так и быть. А как мы будем играть?
- Игра наша очень интересная. В ней надо проявить всю свою ловкость и выдержку. Я буду говорить:
«Крутись, крутись скорей, волчок!» После этих слов вы все начинаете быстро кружиться в любую сторону, передвигаясь по залу. А как только услышите: «А теперь замри, молчок», вы все должны замереть и не двигаться. А я пройду, посмотрю, если кто-либо шевельнется, то он выбывает из игры. Скажу вам еще, что кружиться можно в парах, взявшись за руки.
Примечание. Волк может кружиться с кем-нибудь из детей. Игра повторяется до тех пор, пока останется три самых ловких человека.
Волк:
- Ох, спасибо, ребята. Я и правда развеселился с вами, но все же очень хочу есть и мне пора на охоту. Спасибо за игру. До свидания.
(Волк убегает. Дети продолжают путешествие на санях по лесу. Можно еще раз поменять «лошадей».)
Задание 8
- Ребята, давайте остановимся, мне кажется, что там берлога медведя. Давайте посмотрим!
(Помощник надевает маску медведя и садится на мат, лежащий на полу.)
- Смотрите, ребята, это действительно большущий медведь, он готовится к зимней спячке.
Медведь:
- Я большой-большой медведь,
Надоело мне реветь,
Мне пора ложиться спать,
Буду зиму зимовать.
У меня тепло в берлоге,
Вы не стойте на пороге,
А ложитесь отдыхать,
Будем вместе долго спать.
Воспитатель:
- Спасибо, Мишенька, дружок,
Нас зовет уже рожок.
Нам пора, дружок, домой,
Весной мы встретимся с тобой.
Ты расскажешь, как ты спал
И лежать ли не устал?
Нам же нравится гулять,
В игры разные играть!
- Ребята, давайте поводим хоровод вокруг мишкиной берлоги и споем ему колыбельную песню.
(Дети встают в общий круг, берутся за руки. Медведь лежит на мате в центре круга. Дети водят хоровод вокруг «медведя» и поют колыбельную песню.)
Мишка наш в берлоге спит,
Он сопит.
На боку, уткнувшись в лапу,
Он лежит.
Тише, дети, не шумите,
Мишку, дети, не будите,
Сладко засыпай, баю-бай.
Заключительная часть
- Ну вот, ребята, наш мишка крепко уснул и будет спать очень долго, а нам уже пора возвращаться домой.
(Дети садятся в «сани» и едут домой, в садик. «Медведь» в это время встает и убирает мат.)
- Вот и закончилась наше путешествие в лес. Вам понравилось, ребята? Напомните мне, с какими зверями мы встречались и каких видели птиц? А кто вам понравился больше всех? (Обязательно выслушать