Ольга Овчинникова
Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста «Автобус» в средней группе
I. Задачи:
1) - Расширять представление детей об окружающем мире;
- знакомить детей среднего дошкольного возраста с профессией водителя пассажирского автобуса;
- закреплять знания о явлениях окружающей действительности (о транспорте) : автобус и его составные части, маршрут, остановка;
- развивать воображение, логическое мышление, связную речь, умение вести диалог в игре.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра с детьми дошкольного возраста „Автобус“ в средней группе» размещена в разделах
- Автобус. Сюжетно-ролевые игры в пассажиров
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Общественный транспорт. Автобус
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
2) - Формировать умение у детей развивать сюжет «Поездка на общественном транспорте»;
- обучать детей среднего дошкольного возраста игровым действиям : учить распределять роли, правильно подбирать атрибуты для игры, осуществлять задуманный замысел в сюжетно-ролевой игре «Автобус».
3) Формировать в ходе игры дружелюбные взаимоотношения между детьми, навыки культурного общения друг с другом, уважительное отношение к профессии водителя пассажирского автобуса.
II. Подготовка к игре.
Дата - март
Изготовление атрибутов - Изготовление из бумаги денег и билетов для пассажиров.
Изготовление жетона для кондуктора.
Обогащение впечатлениями - Наблюдения за пассажирским транспортом на улице, целевая прогулка к остановке. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением автобуса и водителя. Чтение художественной литературы: В. В. Маяковский «Кем быть?» (Отрывок).
Беседа «Труд водителя автобуса».
Обучение игровым приемам - формировать умение детей играть с партнерами : водитель, диспетчер, пассажиры;
-научить детей при входе в транспорт покупать билет;
-учить детей выходить из транспорта только при его полной остановке.
III. Перспективный план подготовки к игре «Автобус».
Сюжеты - Автобус
Роли – водитель.
Атрибуты - игровое место, руль, микрофон.
Игровые действия - ведет автобус, подает сигнал, делает остановки, объявляет их, развозит пассажиров по месту назначения.
Речевые обороты - «Осторожно, двери закрываются», -«Следующая остановка - магазин».
Роли – пассажиры.
Атрибуты - игровое место, деньги для покупки билета.
Игровые действия - покупает билет, выходит на остановках, сидит, следит за движением автобуса по маршруту, соблюдает правила поведения в общественном транспорте.
Речевые обороты - «Дайте, пожалуйста, один билет».-«Разрешите пройти».-«Спасибо».
Роли – кондуктор.
Атрибуты - игровое место, сумка с билетами, значок с надписью кондуктор
Игровые действия - продает билеты, следит за поведением пассажиров.
Речевые обороты - «Вот вам ваш билет». -«Пожалуйста возьмите билет».
Сопутствующие сюжеты
«Диспетчерский пункт»
Роль – диспетчер.
Атрибуты - путевки для отправления транспорта по назначению
Игровые действия - объявляет маршрут, дает указание об отправлении автобуса.
Речевые обороты - «Внимание, автобус № 5 отправляется по назначенному маршруту».
«Бензозаправка»
Роль – бензозаправщик
Атрибуты - игровое место, чек, шланг для заправки бензина.
Игровые действия - заправляет автобус бензином.
Речевые обороты - «Какой вам бензин?», -«Сколько залить бензина?».
IV. Ход игры.
Педагог рассказывает детям, что сегодня по дороге в детский сад она видела очень красивую машину. И спрашивает детей, а как они добрались до детского сада? Дети начинают рассказывать, на каком транспорте они ехали в детский сад. Кто-то на машине, кто-то пешком, а кто-то и на автобусе. Педагог рассказывает детям, что водитель очень важная профессия и автобусы имеют большое значение в жизни людей. Воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения В. В Маяковского «Кем быть?».
Кондуктору хорошо,
А шоферу –
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя.
Только скажите,
вам куда надо-
без рельсы жителей
доставлю на дом.
Едим, дудим:
«С пути уйди!»
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Автобус». Для этого нужно построить из крупного строительного материала бензозаправочную колонку, диспетчерскую и автобус.
Воспитатель берет на себя роль диспетчера по согласию детей. И совместно с детьми распределяет роли : водителя, пассажиров (несколько мальчиков и несколько девочек, кондуктора и бензозаправщика. Принцип распределения ролей считалка.
Диспетчер объявляет водителю автобуса маршрут, по которому он должен ехать.
Водитель заезжает на заправку, чтобы заправить автобус бензином. После этого он направляется по заданному маршруту. Водитель объявляет остановки. На остановках в автобус заходят пассажиры и покупают билеты у кондуктора. Затем они едут до нужной остановки. Закончив маршрут и доставив пассажиров по назначению, водитель возвращается в автопарк.
V. Окончание игры.
Диспетчер (педагог) в конце маршрута спрашивает: куда ездили, кого возили и хотят ли завтра поехать по другому маршруту. Затем педагог предлагает детям на прогулке сходить на автобусную остановку и понаблюдать за движением автобусов.
VI. Оценка игры.
Воспитатель благодарит детей за участие в игре. Спрашивает – понравилась ли детям игра и просит оценить эту игру, предлагая им выбрать карточку с изображением солнца или тучки.
Играя в сюжетно-ролевую игру «Автобус», дети больше узнают о работе водителя, диспетчера, кондуктора, учатся взаимодействовать друг с другом. Знакомятся с правилами поведения в автобусе.
Сюжетно-ролевая игра «Автобус» многоплановая. Ее сюжет может развиваться в разной степени сложности в зависимости от возраста детей. Кроме того данная игра может быть сопутствующей к другим сюжетно-ролевым играм : «Поездка на дачу», «Путешествие на море» и т. д.