Гладышева Ольга
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольникв
▼ Скачать + Заказать документы
Определние сюжетно-ролевой игры - Коллективная детская игра, в которой обычно участвуют несколько человек и в которой есть общий для всех ее участников замысел или сюжет. В соответствие с ним между участниками распределяются роли в игре. Через с. р дети учатся ролевому взаимодействию с другими людьми в реальных жизненных ситуациях, воспроизводимых сюжетом соответствующей игры. Кроме того, она способствует развитию у ее участников коммуникативных умений и навыков.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольникв» размещена в разделах
Умение играть имеет решающее значение для формирования активности, инициативы, сосредоточенности, целеустремленности и других качеств, необходимых затем для успешного обучения в школе и будущей трудовой деятельности.
Расцвет ролевой игры начинается с четырехлетнего возраста, своего наивысшего развития она достигает в средине дошкольного возраста (5—6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после 7 лет.
В младшей группе проводятся бытовые игры («семья», «детский сад», в средней появляются игры, отражающие профессиональный труд взрослых (шофера, машиниста, продавца, доктора, воспитателя, милиционера, а в старшей и подготовительной группах преобладают игры, связанные с общественной тематикой («завод», «полет в космос», «школа», «библиотека», «больница»и т. д.).
Методика организации сюжетно-ролевой игры
1. Выбор темы игры, составление примерного плана игры с возможными вариантами сюжета.
2. Подготовка игровой среды: предметы мебели, игровые атрибуты и заменители, детали костюмов, материалы для самостоятельного изготовления предметов по замыслу.
3. Создание мотивации и начало игры:
воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию («Ребята, Чебурашка никогда не был в цирке, покажем ему представление?», «Жители острова Чунга-Чанга приглашают нас в гости!», «У кукол скопилось много грязной одежды, устроим для них прачечную!»);
проведение краткой беседы по теме игры («Какие номера исполняют в цирке?», «Что необходимо для морского путешествия?», «Какие бытовые приборы есть в прачечной?»);
руководство к игре (для младших дошкольников — прямое, для ребят постарше — косвенное) : распределение ролей, обозначение примерного сюжета;
4. Поддержание игровой ситуации: контроль за эмоциональным состоянием всех участников игры, подсказки для обогащения сюжета, подбадривание;
5. Завершение игры: анализ исполненных ролей, воплощения сюжетной задумки, похвала в инициативности и проявлении фантазии.
Возьмём для примера игру «супермаркет» :
В младшей группе она будет называться «магазин» в игровых ролям будут:Воспитатель ведущий,дети покупатели
В средней группе название будет то же,а в ролях добавится директор магазина,вместо воспитаеля продовцами уже будут дети
В страшей группе игру уже можно назвать «Семья покупает полезные продукты», а к ролям можно добавить:маму,папу,дедушку,бабушку
В подготовительной группе игру уже можно назвать супермаркет,добавить названия отделов, например: «Одежда», «игрушки», «хлеб», «фрукты-овощи», «бытовая химия»
Ролей в этой игре уже будет намного больше, такие как:продавцы-консультанты,кассиры,покупатели,охранник,супервайзер,старший продавец
Сюжетно-ролевая игра делится на три вида
1. Творческая
В творческой игре дети максимально фантазируют, не просто копируют поведение взрослых в конкретных жизненных ситуациях, а показывают свой вариант действий, например творческая игра «Путешествие в космос» начинается с того, что один из мальчиков объявляет себя капитаном и предлагает полететь на луну. ,мальчики строят космический корабль, девочки собирают в дорогу припасы. Когда всё готово, капитан командует: «Поехали!», и путешествие начинается. Ребята рассказывают о том, что видят в воображаемых иллюминаторах, показывают действие в невесомости.
2. Сюжетно-дидактическая
Сюжетно-дидактическая игра является игровой формой обучения, в ней синтезируется творческая деятельность детей с изучением наглядных материалов, практическим применением полученных на занятиях знаний.
Например:игра супермаркет,ребёнок у которого лучше получается считать выполняет роль кассира,а другой,у которого хорошо получается писать рисует ценники тем самым они используют знания полученные в ходе занятий
3. Интерактивная
Использование интерактивной доски в сюжетно-ролевых играх обогащает игровой опыт дошкольников. На экран проецируются фотографии реальных мест
На интерактивной доске во время сюжетно-ролевой игры «Космическое путешествие» показываются видеофрагменты запуска ракеты и пребывания экипажа внутри корабля. Для развития игрового сюжета используются пейзажи различных космических явлений: метеоритный дождь, полёт кометы, чёрная дыра. Воспитанникам предлагается выполнить задания на интерактивной доске по теме предыдущих занятий
По тематике сюжетно-ролевые игры условно делятся на деловые, современные, игры по интересам мальчиков и девочек.
Деловая игра — это воссоздание детьми содержания профессиональной деятельности взрослых
Примеры деловых игр для младших и средних дошкольников : «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Кафе», «Почта», «Гараж», «В автобусе», «Путешествие на корабле».
Деловые игры для старших дошкольников требуют умения действовать по сговору и слаженно: «Операционная», «Школа», «Опытная лаборатория», «Спасательная бригада», «Редакция/Журналисты», «Космический экипаж».
Современная сюжетно-ролевая игра строится на сюжетах реальной жизни. Детское сознание впитывающее: в памяти откладываются места, которые посетил ребёнок, как в них принято вести себя взрослым, какие роли они выполняют в функционировании различных предприятий(«Офис», «Агентство недвижимости», «Гипермаркет», «Салон сотовой связи»)
Игры разделяются по интересам — для мальчиков и для девочек — в возрасте 4–5 лет. Девочкам нравится моделировать роль матери, хозяйки дома, традиционно женские профессии (медсестра, няня, воспитатель, сотрудник столовой) Мальчики воспроизводят в играх мужскую модель поведения: защита население (игры военной тематики, в полицейских, пожарных, строительство, занятия с техникой и транспортом.
Со старшими дошкольниками необходимо организовывать совместные сюжетно-ролевые игры мальчиков и девочек, чтобы формировалось представление о важности взаимодействия мужчин и женщин в быту, о профессионализме независимо от половой принадлежности.
Для чего нужны правила
Для ребенка роль – это его игровая позиция: он выбрает себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Всякая роль содержит свои правила поведения, взятые ребенком из окружающей жизни, заимствованные из отношений в мире взрослых. Так, мама заботиться о детях, готовит им еду, укладывает спать; учительница говорит громко и четко, строгая и требует внимания на ее уроках. Подчинение ребенка правилам ролевого поведения является важнейшим элементом сюжетно-ролевой игры.
Для чего же все таки нужна сюжетно-ролевые игры в дошкольном возрасте?
Сюжетно-ролевые игры :
учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу;
развивают речь, обогащают словарь ребенка;
способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе;
формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты;
развивают умение договариваться, планировать, обсуждать
слайды
условия развития
Для развития сюжетно ролевой игры необходим педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрушек должен осуществляться в соответствии с основной тематикой детских игр в данной возрастной группе, с учетом ближайшей перспективы их развития. Для детей младшего дошкольного возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игру в семью, детский сад и т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные события и явления.
2. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.
Используемые воспитателем приемы руководства играми детей могут быть условно разделены : приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства.
Косвенные приемы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы - непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.).
Ранний возраст :
Приемы прямого руководства. - эмоциональное общение взрослого с ребенком в совместной игре
- показ способов действий с предметами, сопровождающиеся речью взрослого
- совместные с воспитателем игровые действия
- включение воспитателя в игру ребенка (для решения определенных игровых задач)
- подсказывающие вопросыПриемы косвенного руководства.
- подбор игрушек с определенными свойствами
- рассматривание предметов обихода и предметов ближайшего окружения, беседа о их назначении
рассматривание предметных картинок, небольших сюжетов и иллюстраций
- создание готовой игровой обстановки (подсказывающей ситуации – куклу и чашку кладут рядом) Младший дошкольный возраст :
Приемы прямого руководства.
Вторая младшая группа
Обучение способам игрового отражения действительности:
- включение педагога в игру (с целью передачи игрового опыта)
- обучение игровым действиям и ролевому диалогу на собственном примере
Активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры:
- вопросы (Ты кто? Или Ты шофёр? Я опаздываю на работу, подвезите меня пожалуйста)
- поощрение
-побуждения к высказываниям (Ты спроси у дочки, она не голодная)
- помощь воспитателя для объединения в игре (Тебе наверное скучно одной, пригласи Олю, она тоже гуляет с дочкой) Средняя группа:
- включение воспитателя в игру, принятие на себя главной или второстепенных ролей (не часто)
- вступление воспитателя в ролевую беседу (с целью активизации ролевого диалога) Приемы косвенного руководства.
Обогащение реального опыта детей в активной деятельности :
- внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений
- экскурсии, наблюдения, встречи с людьми определенных профессий, сопровождающиеся беседой с детьми
чтение художественных произведений, драматизация сказок
- наблюдение за играми других детей
-напоминания об интересных фактах из жизни.
Организация воспитателем игр обучающего характера:
- театрализованные игры
- игры типа «Угадай, кто пришел?» «Угадай, кого я изображаю?»
- дидактические игры «Кому что нужно для работы»… Старший дошкольный возраст :
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру, принятие на себя роли (главной или второстепенной) – не часто, по необходимости (показ речевого образца, коллективное обсуждение ролевого поведения играющих после игры) .
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, экскурсии, чтение художественной литературы, просмотр детских телепередач, беседы)
- привлечение детей к изготовлению атрибутов и оформлению игровых полей. Создание условий для развития творческой сюжетно-ролевой игры :
- создание предметно- игровой среды (тематические игровые уголки, характерные для младшего и среднего возраста – «Больница», «Парикмахерская», где характерным образом расположено игровое оборудование и игрушки, не свойственны для старшего возраста)