Серко Екатерина Сергеевна
Сюжетно-ролевая игра как основной вид игры
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка с взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Сюжетно-ролевая, или так называемая творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Стоит только «Как будто бы» и вымысел уже живет в нем. В сюжетно ролевой игре дети могут «понарошку» войти в запретный мир взрослого (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное замечали, как ребенок воплощает действительность в игре, искренне верит, что он самый настоящий врач, летчик, капитан, что кукла живая а мишке больно, если его взяли за ухо. «отойди задавлю!»- с негодованием кричит маленький автомобилист. Поэтому малышу трудно выйти из игры, прервать ее, переключится на другие виды деятельности.
Когда же возникает сюжетно ролевая игра? Сюжетно – отобразительная игра появляется у малыша к концу второго началу третьего года жизни. Ребенок переносит знакомые сюжеты в игру и передает смысловые связи между предметами: кормит куклу, укачивает ее, как это делает с ним мама, катает в коляске и т. д. Вы замечали, что малыш любит повторять одни и те же действия? Много раз снимать с куклы платье и надевать его, сооружать бесконечные дорожки и т. д. Таким образом, ваше чадо приобретает общественно- исторический опыт. В определенный момент действие в предмет- замысел. Это происходит тогда, когда ребенок оказывается в состоянии наделять практически любой предмет необходимой по ходу развития игрового замысла ролью (простая палочка может стать ложкой, веслом и указкой и даже человечком). Появление предмета-заместителя- очень хороший показатель психического развития, поскольку помогает малышу в дальнейшем легче усваивать различные символы.
Принять на себя роль- значит поставить себя на место другой и опять – таки приобщиться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос «Ты кто?». Если он ответит «космонавт», «шофер» и др. то он принял роль. Сюжетно- отобразительная игра – не пустая забава она становится основой для возникновения сюжетно- ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте.
К четвертому году жизни для ребенка интересным становится не только отражение окружающей действительности, но и взаимодействия людей. Сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста отображают путешествия, обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов. В это же время появляются многотемные сюжеты, то есть объединение нескольких сюжетов в один.
Например, в игре «Дочки- матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин и на почту, ездят отдыхать и т. д.
Конечно есть дети которые не играют в сюжетно- ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерными увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, а также помощь терпеливого и понимающего взрослого. Об этой помощи мы поподробнее.
Одобрение взрослого, их участие в игре очень важны для ребенка. Найдите время, силы и желание научить ребенка играть. Наблюдайте вмести с ним, задавайте вопросы, подбирайте соответствующие игрушки. Но одних впечатлений и игрушек для возникновения игры все же недостаточно. Специалисты, занимающиеся проблемами детской игры, советуют именно обучать детей способам игрового отображения действительности.
Вмешиваясь в игру ребенка ненавязчиво, побуждайте его действовать по определенному сюжету, обращайте внимание на то, кто что делает. Проиграйте на глазах у ребенка с его игрушками воспроизводя ряд действий, а потом назовите роль, например «Я доктор». Ребенок, наблюдая за взрослым будет играть сам так же, внося свои изменения дополняя этим действия. Попробуйте произносить различные диалог с воображаемым собеседникам. Проводите с детьми игры имитационного характера: покажите как передвигается неуклюжий мишка, как прыгает трусливый зайчик, предложите ребенку это повторить. Обращаясь к нему через роль и попросить его в роли врача «полечить», продавца –«продать» апельсин.
Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребенка. Для трех- четырехлетних детей создавайте разнообразные игровые ситуации: «Мишка заболел» «Поедим на дачу» и др. Попросите не уезжать в гараж, так как надо помочь в строительстве, вызвать «скорую помощь» для заболевшей куклы. Обращайте внимание на разговор персонажей, сведение к минимуму число сюжетных игрушек, используя предметы - заместители: например, градусником послужит палочка, а цветок ромашки на игрушечной сковородке превратится во вкусную яичницу для кукол. Задавайте ребенку вопросы типа: «Куда положим куклу спать?» действуйте с воображаемыми предметами. Пятилетний ребенок так же нуждается в совместной игре со взрослыми.
Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельность и творческий характер игры, непосредственно переживайте, веру в правду игры. С детьми пяти- шести лет используйте косвенные методы, например, наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Так при игре в «Магазин» можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, как организовать доставку продуктов людям и т. д.
Подчас игра, специально созданная взрослым, семейные конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре:«Доктор, Вашим больным нужен покой и им пора спать» или предложить отправить машины в гараж, который закрывается на ночь.
Иногда взрослые проявляют беспокойство по поводу того, что ребенок берет на себя одну и туже роль, в частности, принцессы или солдаты. Возможно, ребенок недостаточно владеет способами построения игры (он все время играет в доктора, потому что так с ним играли) или не знает, как реализовать другие роли в игре. Быть может, малыш находится под влиянием слишком сильного впечатления или просто хорошо знаком с деятельностью, связанной с этой ролью.
Если вы поможете ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он включится в более разнообразную игровую деятельность, освоения и другие роли. Если любимая роль повторяется в разнообразных сюжетах, то в этом, по мнению специалистов, нет ничего полого. Конечно, если этот любимый образ отрицательный, надо постараться увести от этого ребенка. Нельзя запрещать ребенку играть в эти игры. Можно, включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок играет в солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командир пограничника, и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.
Иногда взрослые считают, что на игры у них просто нет времени. И дело здесь в том, что многие не знают, что, по мнению специалистов, достаточно поиграть с ребенком 15-20минут в день. С детьми четырех - пяти лет можно играть реже 1-2 раз в неделю. Можно сформировать игровые навыки у собирались