Cветлана Луданная
Сюжетно-ролевая игра по реализации белгородского казачьего компонента «Дочки-матери»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери»
Цель: Обобщение знаний о семейном укладе казаков, духовно- нравственных устоях Белгородского казачества, образе матери - казачки.
Задачи:
Образовательные:
- Приобщение детей к культурным ценностям Белгородского казачества;
- обобщение представлений о семейных традициях и обычаях в семье;
- формирование ценностного представления о матери, как хранительнице домашнего очага, верной подруги казака.
Развивающие:
Темочки:
- Дочки-матери. Сюжетно-ролевая игра
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями.
Воспитательные:
- Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, Родине, чувство гордости за свой народ;
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
- воспитывать чувство уважения и почитания к старшим.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матери- казачки; чтение стихов, рассказов о матери, знакомство с заповедями казаков, рассматривание казачьей одежды, беседа о воспитании девочек, мальчиков, о традициях семейного воспитания, рисование «Моя семья», дидактическая игра «Наряди казачку», сюжетно- ролевые игры «Семья», «В гостях у Аксиньи» и др.
Роли, ролевые действия:
- Казачка (воспитатель)
- Молодые казаки и казачки (дети)
Ход занятия.
Казачка : Здравствуйте, ребята и девчата! Повернитесь, осмотритесь, по сторонам оглянитесь. Хаты, куреня, пшеница, хлеб румяный золотится, солнце на небе смеется.
Как наш край родной зовется?
Дети: Белгородский край.
Казачка : Славится издревле край наш дочерьми, сынами. С давних пор славится наш край смелостью, отвагой казаков. Казаки не только защищали край от врагов, но и много трудились, пахали поля, выращивали хлеб, растили детей.
А скажите мне ребята, какое первое слово произносит маленький казачок?
Ответы детей: мама.
Казачка : Мама! Самое понятное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек и которое есть в языках любого народа. На всех языках это священное слово звучит одинаково нежно и ласково:
На русском- мама, матушка
На белорусском- мати, матуля
На армянском- мамаджан.
Казачка : Всем известно, что большое значение в казачьей семье имела женщина- казачка, она полностью посвящала себя семейной жизни и воспитанию детей. Мать- казачка и никто другой, прежде всего отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничество и бесхозяйственности- была основа морали казачества, к которой мать- казачка приучала своих детей.
Казачка с ранних лет умела делать все. Давайте посмотрим, как проходил день матери - казачки много лет тому назад.
Показ картинок.
1. Изображение казачки с коромыслом
На заре, на зорюшке, только рассветет, матушка - казаченька по воду пойдет. На плечах у матушки тяжко коромысло. Матушка - казаченька, дай воды напиться.
2. Изображение казачки, стирающей белье.
Ой. Быстра ты реченька Дон. Вышла к речке матушка в утреннюю рань. Не боится матушка ледяной воды. Постирает в реченьке белы рушники.
3. Изображение казачки, накрывающей на стол.
Борщ на стол поставила, крынку с молоком. Хлеб накрыла матушка чистым рушником.
4. Изображение казачки в поле.
Ох, истерты рученьки, да грубы мозоли. До темна-то матушка все трудилась в поле.
5. Изображение казачки у прялки.
Вечером у прялочки поучает дочь. Оглянется матушка: за окошком ночь.
А сейчас давайте отдохнем и немного поиграем.
Казачка : Когда в казачьей семье рождалась дочка, то в дом приходила радость, так как девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С каждым днем в малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. Давайте проверим умения наших девочек, поиграем в игру :
«Пришей пуговицу»
Правила: Необходимо шнурком пришить картонную пуговицу с 4мя дырками на кусочек ткани.
«Веретено»
Правила: Выберем 3-х девочек, вручим им 3 клубка с нитками, им надо будет перемотать с клубка нитку на веретено. Кто же у нас «рукодельница»? Узнаем.
Казачка : Заканчивается осенняя страда - время сбора урожая. Тут уж не только казачкам, но и казакам забота…
Пахнет осень колоском,
Медом, пирогами.
Славит край она Белгородский богатым урожаем!
Соберём урожай при помощи казачьей взаимопомощи. Объявляем ТОЛОКИ.
"Соберём урожай! "
Правила: Выстраиваемся в две колонны, растягиваясь на весь зал. Будем передавать корзину с одним овощем от одного к другому, чтобы овощи добрались от грядки прямо к казачьему куреньку, да богатому погребку.
Казачка : У девочки была и особая обязанность - нянчить младших сестёр и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Сейчас проверим, как умеют нянчить наши девочки, и поиграем в игру : «Казачья семья»
На скамейке у плетня
(Дети указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)
Собралась вся семья.
(Разводят руками и обнимают ладонями рук плечи.)
Погутарить, пошутить,
(указательный палец правой руки подносят к губам.)
Деток разуму учить.
(Указательный палец правой руки прикладывают ко лбу.)
Наш дедуля казачок
(поочерёдно «закручивают усы».)
Смастерит нам сундучок.
(Стучат кулачками.)
Сохраним подарки в нём,
(двумя руками тянутся вперёд, ладонями вверх.)
Куплены на ярмарке.
(Держа руки на уровне головы, потирают пальцами большими, указательными и средними, имитируя посыпание солью из щепотки.)
А бабуля – бабушка
(движения рук имитируют «надевание платка на голову».)
Испечёт оладушки,
(Хлопают ладошками о ладошку, имитируя «лепку пирожков»)
Чтоб внучаток угощать,
(Круговыми движениями рук поглаживают живот.)
В алы щёчки целовать.
(Указательными пальцами постукивают по щёчкам.)
Батюшка любимый
(Ладонь правой руки подносят к сердцу, а левую руку опускают на колено.)
Защитит родимый,
Прогонит с порога
(правую руку поднимают над головой, собрав кисть в кулачок «машут саблей».)
Незваного ворога.
Матушка-хозяюшка
(протягивают ладони вперёд.)
Малым детям нянюшка
(поглаживают ладошками соседа по голове.)
Колыбель качает,
(скрещенными руками «покачивают колыбель».)
Песню напевает.
Спите крошки
(обе руки подносят под щёчку.)
Ночь уйдёт
(правой рукой машут до свидание.)
Утро радость принесёт.
(Хлопают в ладоши.)
И конечно пострелёнок
(руками показывают на себя.)
Озорной ребёнок,
(правой рукой «грозят пальчиком».)
Озорной ягоза
(бег на месте.)
Во все стороны глаза.
(Поворачивают головой вправо - влево.)
Поседела у плетня
(указательный палец правой руки прикладывают к щеке, а левой рукой поддерживают правый локоть.)
Наша дружная семья.
(Разводят руками.)
Поиграли, пошутили,
Малых деток научили.
(Топают правой ножкой 2 раза.)
Мамку с тятей почитать,
(сжимают в кулачок поочерёдно по одному пальчику - большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы.)
Бабу с дедом уважать,
Не грубить и не злословить,
Доброту не экономить,
Всех прощать,
Уметь любить,
Данным словом дорожить,
Ведь не зря гласит молва -
Семья дружбою жива.
(Пальцы ритмично сжимают в «замок».)
Звенья все одной цепи
(соединяют по очереди большие с указательными пальцами, образуя «цепочку», затем большие со средними, большие безымянными и большие с мизинцами.)
Ты попробуй - разорви.
(Становятся вкруг, держась за руки.)
«Кто быстрее запеленает куклу»
Казачка : А теперь ваши дочки захотели попить чай с пирогами, а потом поспать.
Дети: Надо о них позаботиться, построить стол со стульчиком и кроватку, чтобы было приятно ей кушать и удобно спать.
- Куклы-«дочки» «ждут» на полочке, дети строят из кубиков и кирпичиков стол, стул, кровать.
- Накрывают на стол необходимую посуду и столовые приборы, подбирают постельные принадлежности по размеру кроватки и куклы. Когда стол накрыт, дети берут кукол, «угощают» их, разговаривают. После «кормления» «дочки» захотели поспать.
«Мамы» укладывают «дочек» спать, поют колыбельную песенку или рассказывают стихотворение. Когда «мамы» уложат «дочек» спать, воспитатель останавливает игру: «Пусть дочки ваши пока отдохнут, а мы поговорим, какими вы были «мамами».
Анализ игровой деятельности: Как позаботились о «дочках»? Успели ли покормить? Чем угощали? Понравилось ли «дочке» угощение? Кто какую песенку спел, стишок прочитал, сказку рассказал? Дети рассказывают, как заботились о «дочках», давая самооценку своей деятельности. Воспитатель дает общую оценку игре.
Воспитатель: Понравилось вам заботиться о «дочках»? Еще будем в следующий раз угощать кукол-«дочек»? А теперь ваши дочки, я думаю, поспали, отдохнули. Несите мне их, посадим на свое место. Убираем по порядку все игрушки на место.