Папки-передвижки

Консультация «Свобода и дисциплина»

Елена Дудина
Консультация «Свобода и дисциплина»
▼ Скачать + Заказать документы

Казалось бы, свобода и дисциплина – два противоположных понятия, которые не используются вместе, по крайней мере, в отношении детей. Как можно быть свободным и жить в дисциплине, жить по правила и чувствовать себя свободным?

Сегодня попробуем с этим разобраться.

Итак, что такое свобода?

Современные родители часто путают понятия свободы и вседозволенности, считая, что ребенок решаем сам, когда ему ложиться спать, чем заниматься, потакают всем сиюминутным капризам. Придя в детский сад такому ребенку сложно адаптироваться, возникает внутренний хаос, что в итоге угнетает его, он становится рассредоточенным, плаксивым, упрямым и др.

Публикация «Консультация „Свобода и дисциплина“» размещена в разделах

Мария Монтессори в одной из своих книг приводит интересный пример, называя свободу ребёнка — рекой, берега который созданы родителями.

По ее мнению истинная свобода – это способность делать выбор (чем играть, с кем, где и т д, и нести за свой выбор ответственность, а так же рост и развитие ребенка. Задача взрослого - предоставить возможности для этого через организацию пространственной развивающей среды и деятельности в ней.

Что же такое дисциплина?

Дисциплина – это правила поведения личности, соответствующие принятым нормам или требованиям.

В Монтессори – педагогике дисциплина понимается, как активность, которую регулирует сам ребенок, в рамках которой он делает свой выбор и отвечает за него. Именно такая внутренняя дисциплина и является «обратной стороной свободы».

Внутренняя дисциплина требует свободного проживания ее необходимости, это умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и хорошо для других, это уважение себя и своего окружения, будь это люди или предметы (бережное отношение).

Дисциплина и свобода это дополняющие друг друга понятия.

Наша задача создавать условия, для того, что бы каждый ребенок мог развивать внутреннюю дисциплину и свободу.

Хотелось акцентировать ваше внимание на понятие «ритм».

Ритмы пронизывают всю нашу жизнь. Их можно проследить везде.

Это и смена времени года, месяцев, смена дня и ночи, закаты и восходы солнца. Это ритмы дыхания, сердцебиение. Это цикличность, это повторение, это режим дня, алгоритм действий при различных ситуациях, даже самых неожиданных.

Соблюдение этих ритмов помогает ребенку чувствовать себя в безопасности, так всегда понятно, что зачем следует.

Повторение и ритм — одни из важнейших условий для душевного благополучия ребенка.

Итак, какие возможности мы используем в группе для развития внутренней дисциплины и свободы выбора?

Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми упражнениями, играми, гимнастиками, которые стали в нашей группе традициями, они повторяются с определенной цикличностью и дают детям свободу, комфорт и, конечно же, формируют и развивают «внутреннюю дисциплину».

1. Уроки тишины, ходьба по линии - это элементы технологии М. Монтессори, относятся к упражнениям в практической жизни (овладение навыками в повседневной жизни).

Проводятся ежедневно в первой половине дня по 5- 10 минут.

Хотелось бы поделиться некоторыми из таких, уже традиционных, упражнений.

Такие упражнения развивают координацию движения и самообладание, умения внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение концентрироваться, ждать.

Вот так они проводятся в нашей группе.

«Услышь свое имя»

Круг, закрываем глаза. Происходит принятие каждого ребенка, через взгляд и прикосновения.

Хождение по линии с предметами «Бесшумный, как…»

Договариваемся в начале недели о ведущих

Как правило, детям сложно тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение помогает контролировать свое тело, концентрироваться, а так же развиваем крупную моторику.

«Договоримся глазами и поменяемся местами». Игру начинает воспитатель или ведущий – ребенок глазами выбирает другого, и они меняются местами, дальше игру продолжает тот, которого выбрали и так далее.

Ношение стула – это одно из упражнений в практической жизни, которому тоже нужно учиться, это упражнение развивает моторику, координацию, помогает развивать безопасное поведение и уважение себя и окружающих.

«Передаем друг другу колокольчик».

Можно использовать в режимных моментах ли во время паузы в совместной деятельности.

Дети считают, сколько раз колокольчик прозвенел, и с каждым разом количество уменьшается.

Это совсем короткие уроки просты в использовании, не требуют подготовки среды, могут использоваться в любой группе, каждым педагогом, они эффективны. Происходит становление самостоятельности и саморегуляции собственных действий. Формируется способность владеть собой, управлять эмоциями и сиюминутными порывами. Такие уроки воспитывают у детей уважение к себе и окружающим, так же делать выбор и отвечать за него.

2. «Гимнастика мозга»

Позволяет расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на развитие межполушарных связей, эта технология проста в выполнении и очень эффективна.

В нашей группе такие упражнения выполняются ежедневно (3 – 5 минут, чаще во время зарядки, иногда перед совместной деятельностью или в ее ходе (динамичная пауза, такие упражнения снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю.

Существует множество упражнений гимнастики мозга, это и колечки, и восьмерки, и слон, сова и др. На, мой взгляд, они лучше усваиваются через историю или сказку.

В начале года я придумываю истории, используя разные упражнения, знакомя с ними детей, далее мы совместно с детьми объединяем их, сочиняя свои истории и сказки. В последствие дети выступают в роли учителей.

3. Игры на сплочения.

Там где собирается группа детей, просто необходимо проводить игры на сплочение.

Такие игры помогают сплотить коллектив детей, создать психологический комфорт в группе, который напрямую воздействует на эффективное взаимодействие и познавательную игровую деятельность, формирует и развивает коммуникативные навыки коммуникации, а в первую очередь уважение и принятие себя и другого.

Существует огромное разнообразие таких игр, в нашей группе традиционными стали следующие игры. Они передаются от старших к младшим.

«Я дарю тебе подарок».

Воспитатель презентует игру, можно совместно с ребенком, заранее договориться. Он подходит к другому ребенку со словами «Я дарю тебе подарок» и протягивает ладошки, тот в свою очередь принимает подарок, благодарит за него и сам придумывает название подарка и объясняет, почему именно такой подарок.

Эта игра очень нравится детям, согласитесь, ведь все любят получать подарки, а еще и те, о которых мечтают. Это упражнение так же развивает связную речь и формирует умение благодарить, что очень важно и ценно в нашей современной жизни.

«Лови хлопок, передай другому».

Здесь важна наблюдательность каждого участника игры.

«рука к руке»

4. Самостоятельная деятельность в Монтессори – среде.

Проводится ежедневно в первой половине дня.

В начале года дети знакомятся с правилами поведения во время самостоятельной деятельности.

- можешь все, что хочешь взять, поработать и убрать.

- громко ты не говори, идет работа, посмотри.

- мы друг другу не мешаем, если просят, помогаем.

Для усвоения этих правил важно время и цикличность, особенно для чрезмерно активных и неусидчивых детей, как правило, это вновь пришедшие дети. Здесь конечно важную роль играет компетентность и интерес воспитателя, а так же разновозрастность детей. Воспитатель сможет в нужное время заинтересовать и занять сильно активных детей, не нарушая комфортной обстановки для других. А так же задействовать старших детей, которые выступая в роли воспитателя, могут показать презентацию какого либо материала младшим детям. Так происходит эффективное взаимодействие, один развивает навык, другой приобретает новые знания.

Еще раз хотелось бы отметить важность, на мой взгляд, взаимодействие детей разного возраста. Принимать помощь и принимать знания не только от тех, кто старше, но от тех, кто младше, учиться уважать не только старшего, но и младшего. Плюсы Монтессори группы – детям не страшно с тем, кто старше, потому что их когда – то принимали, в то же время интересно с младшими. Что тоже в свою очередь влияет на свободу выбора человека при различных взаимодействиях.

Итак, все перечисленные упражнения и игры проводятся с определенной цикличностью и ритмичностью. Они помогают каждому ребенку развиваться в своем собственном темпе, делать выбор (материал, партнер по игре, собственно игра, при этом в группе устанавливается эмоциональный комфорт, эффективное взаимодействие и взаимоуважение участников процесса, что приводит к позитивной социализации и развитию «внутренней дисциплины» и свободы.

Публикации по теме:

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность»Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» Фотоотчёт «Рождественские педагогические чтения «Молодёжь: свобода и ответственность» 17-18 января в нашем городе проходили Рождественские.

Консультация «Как появилась поэзия» Известно одно красивое персидское сказание, которое повествует о том, что поэзия была порождена любовью. В сказании рассказывается о любви.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для родителей «Мы изучаем» На этой неделе мы изучали темы «Обувь, одежда, головные уборы осенью» 1. Развитие речи: Составление текста-поздравления, развивать связная.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация «В лес за грибами и ягодами» «В лес за грибами и за ягодами»Цель: -уточнить представления детей о значении леса в жизни людей; - познакомить детей с некоторыми свойствами.

Позитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыковПозитиво-фото-шарико-акция «Свобода быть разными» как форма профилактики нарушения развития коммуникативных навыков Проблема общения (коммуникации) в настоящее время занимает одно из ведущих мест в исследованиях многих ученых. Согласно взглядам отечественных.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Свобода и дисциплина»
Опубликовано: 4 января 2023 в 10:41
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Свобода и дисциплина»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Дудина (УИ 1111966) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД