Ищук Юлия Викторовна
Связная речь как лингвистическая категория
▼ Скачать + Заказать документы
Речь является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием, что служит показателем для общего развития. Усвоение языка происходит со строго определенной закономерностью и характеризуется рядом общих черт.
Современные подходы к разработке технологий по развитию речи опираются на такие науки как языкознание и психолингвистика, при этом речь трактуется как система знаков, как средство или орудие этой деятельности.
Публикация «Связная речь как лингвистическая категория» размещена в разделах
Для понимания процесса формирования связной речи важное значение имеют основные положения теории порождения речевого высказывания, разрабатываемой в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Теоретико-методические концепции Л. С. Выготского, Т. В. Ахутиной, А. А. Леонтьева раскрывают роль речи в формировании высших психических функций. Согласно теории Л. С. Выготского, процесс перехода от мысли к слову осуществляется «от мотива, пораждающего какую-либо мысль, к оформлению самой мысли, опосредствованию ее во внутреннем слове, затем – в значениях высших слов и, наконец, в словах».
Связная речь – отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее законченные (самостоятельные) части.
В независимости от функций и форм проявления, речь характеризуется связностью и конкретностью. Форма связности речи с учетом ее понятности различается в разных ситуациях общения. В этом отношении в независимости от вида речи (диалогическая или монологическая, устная или письменная) важнейшим условием ее способности служить средством коммуникативности является связность.
Применительно к различным видам развернутых высказываний связную речь определяют как совокупность тематически объединенных фрагментов речи, находящихся в тесной взаимосвязи и предъявляющих собой единое смысловое и структурное целое.
Однако этот важный аспект связного высказывания реализуется благодаря тому, что составляющие его компоненты (предложения) так же связаны между собой по смыслу, по семантике; содержание последующего предложения соотносится с содержанием предыдущего. Это обуславливает вхождение их в данную замкнутую группу предложения; единство текста оказывается обусловленным единством передаваемой мысли. Так же смысловые связи реализуются в тексте на основе определенных структурных правил соединения не только слов в предложении, но и предложений между собой.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. В процессе словарной работы накапливается необходимый запас слов, постепенное овладение способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь была четкой, внятной, выразительной. В конечном итоге, при выполнении этих задач, всесторонне развивается связная речь.