Лилия Николаева
Сущность закаливания
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность закаливания.
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному
воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав
атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех
факторов внешней среды наиболее длительное и непрерывное воздействие
на организм оказывает воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Закаливание в преддошкольном и дошкольном возрасте следует
рассматривать как важнейшую составную часть физического воспитания
детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы
природы: воздух, солнце и вода.
Публикация «Сущность закаливания» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма
главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда
заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни верхних
дыхательных путей, воспаление легких, нефриты, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания – выработать способность организма быстро
изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней
средой. Способность организма приспосабливаться к определённым
условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением
воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного
повышения его дозировки.
В результате закаливания ребенок становиться менее восприимчивым
не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям,
но и другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим
здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,
жизнерадостностью, высокий работоспособностью. Однако всех этихрезультатов можно добиться лишь при правильном выполнении
Принципы закаливания. Чтобы получить положительные результаты от
применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать следующие
принципы:
1. Постепенность увеличения дозировки раздражителя.
Постепенность заключается прежде всего в том, что первые
закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по
длительности вызвать минимальные изменения в организме, и
лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно
осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее
время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны,
и колебания ее не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих процедур. К
водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после
того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим
меньше изменения в организме; к обливанию не допускать детей
прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в
открытых водоемах – раньше, чем с ними не проведены
обливания.
3. Систематичность начатых процедур. Нельзя прерывать
закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как
при этом исчезают те приспособительские изменения, или «
механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе
закаливания, и в тем самым чувствительность его к внешнему
раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие процедуры не дают
нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в
повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление егоорганизма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика,
регулярное проветривание помещений и т. д.). Так, воздушные
ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими
упражнениями и физической работой.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка. Прежде чем начать
закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и
психическое развитие каждого ребенка. На основании данных
медицинского обследования, педагогических наблюдений,
сведений, полученных от родителей, воспитатель составляет
характеристику ребенка.
В нашей группе проводится контрастное закаливание.
Контрастное обливание может быть щадящим, когда вначале ноги
обливают теплой водой 36 – 35 градусов, а затем сразу же прохладной – 24 –
25 градусов, после чего вновь следует обливание теплой воды повышается до
40 градусов, а прохладной снижается до 18 градусов. Заканчивают процедуру
сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется детям
ослабленным или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим
воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке,
начиная с холодной воды 24 – 25 градусов, потом переходят к теплой воде 35
– 36 градусов и затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением
температуры. После обливания – сухое растирание.
Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся
не раньше чем через 30 – 40 минут после приема пищи.