Полина Портнягина
Строительно-конструктивные игры
▼ Скачать + Заказать документы
Строительно - конструктивные игры.
1 слайд
Строительно-конструктивные игры — разновидность творческой игры, в которой дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания и сооружения, но в обобщенном и схематизированном виде.
Публикация «Строительно-конструктивные игры» размещена в разделах
В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега).
Такие игры способствуют развитию у детей умения сравнивать, сопоставлять созданную постройку с реальными вещами и предметами, а также с тем образом, представлением, на основе которого возводилась постройка.
2 слайд.
На что опирается конструирование?
Конструирование опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.
По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникает способность к построению новых и достаточно оригинальных образов, что положительно сказывается на развитии как детского мышления и воображения, так и самой детской деятельности, в том числе и конструирования.
3 слайд.
Виды строительного материала?
-специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа
«Старинный замок», наборы типа «Юный архитектор», конструкторы);
-природный (песок, снег, камни, глина);
-подсобный (доски, ящики, коробки и др.).
Игры со строительным материалом связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевая, театрализованная, подвижные, дидактические).
4 слайд
Особенности строительно - конструктивных игр
Конструирование из строительного материала и конструкторов полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям, поскольку является исключительно детской деятельностью.
Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи.
Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.
5 слайд
Формы обучения конструированию
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается и сам ребенок, специалисты предложили разные формы организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие, либо из-за малой их известности, либо из-за трудности организации, почти никогда педагогами не используются.
6 слайд
Конструирование по образцу
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
7 слайд
Конструирование по модели
Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.
Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
8 слайд
Конструирование по модели
Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала.
Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
9 слайд
Конструирование по теме
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т. п., и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой.
10 слайд
Каркасное конструирование
Каркасное конструирование. Эту форму детского конструирования выделил Н. Н. Поддьяков. Такое конструирование предполагает первоначальное знакомство детей с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (его частями, характером их взаимодействия) и последующую демонстрацию педагогом различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного каркаса.
11 слайд
Условия формирования творчества
Каждая из рассмотренных форм организации обучения конструированию может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества. Однако это становится возможным, как показали наши многолетние исследования, при определенных условиях.
К ним относятся:
- наполнение новым развивающим содержанием каждой формы обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, из бумаги, из природного материала и др.);
- обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.
12,13, 14 слайд
Примеры конструкторов
Универсальный конструктор "Дом радости"
Достоинства
- все настольные конструкторы упакованы в деревянную коробку
- самое выгодное на рынке соотношение цена/кол-во и размер деталей/качество.
- конструкторы изготовлены из экологически чистых материалов, с использованием водных красок и лаков,
- привлекают легкими и яркими деталями,
- хорошо развивают мышление и моторику
15 слайд
Особенности конструктора "Дом Радости"
Прежде всего малышей знакомят с названиями деталей, их формой, величиной, с вариантами расположения на плоскости (кирпичик лежит, стоит, дают представление о том, что устойчивость предмета определяется его расположением на плоскости.
Необходимо показать и разъяснить детям, что форма деталей обусловливает их конструктивные свойства. Например, все стороны кубика одинаковы, поэтому он устойчив в любом положении и его можно ставить на любую грань. Грани кирпичика различны: две боковые грани значительно больше двух других боковых граней и тем более торцевых, поэтому кирпичик, поставленный на широкую грань, более устойчив, чем кирпичик, поставленный торцом.
16, 17, слайд
Примеры работ с конструктором ДОМ РАДОСТИ
18, 19 слайд
Конструктор ЛЕГО
Особенности конструктора
ЛЕГО – конструктор широко используется на занятиях по конструированию и решает следующие задачи: развивает мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.). Достаточно эффективное средство активизации мышления служит конструирование по моделям, по схемам, чертежам, плану, образцу, по памяти.
ЛЕГО - конструктор используется и на занятиях по математике с целью закрепления и развития навыков прямого и обратного счёта, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения классифицировать по признакам.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром ЛЕГО используется в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан
20 слайд
С помощью ЛЕГО дети передают в постройках полученные знания и впечатления от занятий, экскурсий, наблюдений и прогулок.
ЛЕГО – является мощным источником формирования у детей интереса к конструированию.
21,22 слайд
Игольчатый конструктор
Игольчатый конструктор — это разновидность конструкторов для детей, в которых детали соединяются с помощью совмещения сторон с игольчатыми соединениями.
23 слайд
ДОСТОИНСТВА ИГОЛЬЧАТОГО КОНСТРУКТОРА
Он совмещает в себе множество навыков: в игре дети проявляют фантазию; учатся группировать предметы между собой; улучшают координацию; развивают творческие способности; учатся логически мыслить.
Для малышей игольчатый конструктор — это отличная возможность познать окружающий мир, узнать, что такое форма и размер, выучить основные цвета.
24 слайд
Пример строительно - конструктивно игр по Куцаковой
25, 26 слайд
Загородки и заборы
Предложите детям рассмотреть иллюстрацию
Подумать над вопросом: "Что может быть за этим забором?" и построить красивые заборчики из строительного материала. Научите их сооружать на столе несколько вариантов заборчиков из любых деталей 2–3 видов и цветов.
27 слайд
Рассмотрите с детьми заборчики, выделите знакомые детали. Пусть они выберут любые игрушки и построят для них загородки, заборы, ограждения (песочный дворик для кукол, бассейн для пловцов, пруд для уточек, загон для лошадей и пр.). Форму ограждения дети выбирают сами (берут листы цветной бумаги круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной формы, кладут на стол и начинают обстраивать).
По окончании работы полюбуйтесь вместе с детьми постройками, рассмотрите, какие разные получились загородки, из деталей какого цвета и формы они состоят.
28 слайд
Затем предложите ребятам конструктор, например, кубики "Лего-Дупло". Пусть дети придумывают и сооружают из них любые заборчики. В процессе работы спросите у них, чем отличаются обычные строительные детали от деталей "Лего-Дупло" и благодаря чему детали "Лего-Дупло" скрепляются между собой.
29 слайд
Это был лишь один пример строительно-конструктивной игры, их существует бесконечное множество, и все они оказывают развитие на множетсво факторов.
В настоящее время специалисты в области педагогики и психологии уделяют особое внимание детскому конструированию.
Не случайно в современных программах по дошкольному воспитанию эта деятельность рассматривается как одна из ведущих.
30 слайд
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ В ПРОВЕДЕНИИ СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР
Подводите детей к самостоятельному анализу построек;
Учите рассказывать о том, из каких деталей и каким образом они построены; побуждайте к гармоничному сочетанию деталей по форме и цвету, к самостоятельности, к контактам со сверстниками и взрослыми. Помогайте развивать игровые сюжеты;
Предлагайте аккуратно разбирать постройки, конструкции, раскладывать детали, убирать на место.
Заведите тетрадь для заметок (выводов о деятельности ребят, их успехах, неудачах, вопросах; записи детских словечек, оригинальных, необычных суждений, смешных замечаний, неординарных проявлений).
31 слайд
ВЫВОД
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.
Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.
Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью различных материалов.