Наталия Никитина
Консультация «Возрастные особенности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
Подготовила
воспитатель
Никитина Н. А.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.»
Антон Макаренко
Задумывались ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются наши дети?
Публикация «Консультация „Возрастные особенности детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидными в период возрастных кризисов.
Кризис - это не то, что случается с "неправильно воспитанными детьми». Это то, что должно случиться с каждым ребенком для того, чтобы он мог перейти на новую ступень своего развития. В кризисе поведение ребенка меняется, и это создает для него возможность отойти от прежних моделей поведения и отношений с миром и приобрести новые модели, необходимые для дальнейшего развития. Поэтому кризисы неизбежны и необходимы, их не стоит пугаться. Важно просто знать, что происходит с вашим ребенком, и понимать, что это закономерно.
Пятый год жизни является периодом интенсивного развития и роста ребенка. В развитии основных движений происходят заметные качественные изменения. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и развивается умение планировать свои действия, создавать и воплощать определенный замысел, включающий представление о цели и способах ее достижения.
Особое значение приобретает сюжетно-ролевая игра. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. В этих играх формируются познавательные процессы, развивается умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения.
У детей 4-5 лет интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, в частности конструктивная и изобразительная. Сюжеты рисунков и построек становятся намного разнообразнее, хотя замыслы еще остаются недостаточно отчетливыми и устойчивыми.
Более расчлененным становится восприятие, дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделяют в них отдельные части, устанавливают между ними соотношение.
Умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями является важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста. Понимание некоторых зависимостей между предметами и явлениями порождает у детей интерес к причинам явлений, устройству вещей, зависимости между событиями. Это влечет за собой увеличение вопросов, обращенных к взрослому: как? почему? зачем? Дети пытаются ответить на многие вопросы сами, прибегая к опытам, направленным на выяснение неизвестного. Но не следует забывать, что отсутствие внимания со стороны взрослых к познавательным запросам дошкольников, ведет к проявлению у детей черт замкнутости, негативизма, непослушания и упрямства. Нереализованная потребность в общении со взрослым приводит к негативным последствиям в поведении ребенка.
В этот возрастной период дети активно овладевают связной речью, могут рассказывать о любимой игрушке, картинке, могут пересказать небольшое литературное произведение, некоторые события из личной жизни. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник информации. Общение носит внеситуативно- деловой характер. Дошкольники охотно и активно сотрудничают со взрослыми в практических делах.
Дети начинают проявлять интерес к сверстникам, как к партнерам по игре. Мнение сверстников приобретает особую значимость, приобретается опыт дружеского общения, внимания к окружающим. Их речевые контакты становятся результативными и действенными.
К концу младшего дошкольного возраста физические возможности детей значительно возрастают, движения становятся разнообразными и значительно более уверенными. Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, способен соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Отзывается в эмоции товарищей и родных людей, с целью привлечения и сохранения интереса к себе применяет речевую выразительность - силу голоса, интонацию. Овладевает средствами общения и способами взаимодействия с ровесниками и старшими. У ребенка сформированы особые умения и навыки, какие нужны для реализации различных видов детской деятельности.
Важно:
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .
• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!») .
Особенности возраста
• Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
• Повышенная познавательная активность.
• Умение подчинять свое поведение правилам в игре.
• Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
• Появление осознанности собственных действий.
Новообразования
• Контролирующая функция речи.
• Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.
• Появление элементов произвольности.
• Появление внеситуативно-личностной формы общения со взрослым.
Цели и задачи для взрослых
1. Создавать условия для развития творческого воображения.
2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
3. Создавать условия для проявления познавательной активности.
4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.
5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.
Памятка для родителей
Родитель – пример для подражания.
Необходимо
• Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»)
• Отвечать на все вопросы детей полно и доступно
• Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим
• Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства
• Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения
• Читать различную литературу, учить стихи
• Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы
• Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства
Нельзя!
• Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой)
• Отдалять от себя ребенка
• Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения
• Оставлять вопросы детей без ответа.