Малькова Наталья Николаевна
Методика для быстрого запоминания «Трио»
▼ Скачать + Заказать документы
«ТРИо». Методика для быстрого запоминания
Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.
Детство, в том числе и дошкольный возраст, является периодом, когда ребёнок запоминает огромное количество информации.
Актуальность: в своей педагогической деятельности я столкнулась со следующей проблемой. В последнее десятилетие увеличилось количество гиперактивных детей. Таких детей можно узнать по следующим признакам:
затрудняется в выполнении заданий педагога,
совершает ошибки по небрежности;
Публикация «Методика для быстрого запоминания „Трио“» размещена в разделах
избегает больших объемов информации;
постоянно в движении;
двигательная активность бесцельная, хаотичная;
встает и ходит по групповой комнате;
болтлив, импульсивен;
не может организовать самостоятельную деятельность;
нарушает предложенные инструкции;
отвлекается на посторонние раздражители;
не слышит речь педагога;
не может сосредоточиться;
и плохо запоминает!
Изучив множество научных источников, в том числе – «Дети:
Коррекция психомоторного развития. под редакцией Пассольда 2004 г.», пришла к выводу, что таким детям в первую очередь нужна доброжелательная атмосфера, необходим режим, порядок, четкие инструкции, такие дети хорошо реагируют на яркое, новое и интересное.
Для эффективного запоминания стихов и песен мною была разработана и апробирована технология «ТРИо». Почему «ТРИо»? Потому, что речь пойдёт о трё х видах памяти:
о слуховой,
о зрительной,
о двигательной.
В ходе применения методики предполагается интеграция разнообразных видов детской деятельности: игровой, двигательной, музыкально-художественной, коммуникативной, конструктивной, чтения (восприятие литературного произведения).
Цель методики : быстрое запоминание текстов (стихов и песен).
Задачи:
Развивать зрительную, слуховую и двигательную память.
Стимулировать детей на проявление логического и творческого мышления.
Формировать умение кодировать и декодировать информацию, составлять и читать схемы.
Упражнять детей в декламации стихов разными тембрами.
Новизна: педагоги и психологи для эффективного запоминания рекомендуют делать зарисовки к стихотворению; я предлагаю для разучивания стихов использовать не только зрительную (рисунок, но и другие виды памяти.
Уникальность методики в её результативности и простоте применения.
Теоретическая значимость: методика прошла апробацию в течение
четырёх лет на детях дошкольного возраста (от 3 до 7 лет). Исследование показало, что время заучивания текстов, стихов, песен сократилось на 36%, следовательно, методика является эффективной.
Практическое значение: в применении для любой категории учащихся (воспитанники учреждений дошкольного образования, дети с ОВЗ, учащиеся начальной школы).
Методика состоит из трёх частей. В каждой части используются свои игровые методы.
1 часть называется «Слышим». В этой части задействована слуховая память. Чтобы активировать этот вид памяти педагог предлагает послушать, как по-разному может звучать стихотворение. Дети проговаривают стих разными тембрами.
2 часть называется «Видим». Во второй части работает зрительная память. Для её активации придумывают образы, рисуют картинки, схематично изображают на бумаге, доске подходящие для конкретного слова или словосочетания. Произнося слова, нужно показывать подходящую картинку.
3 часть называется «Показываем». (Двигательная память.) Дети с педагогом придумывают движения, которые подходят или ассоциируются со словами.
Сначала дети с помощью знаков проговаривают слова с разной динамикой, дикцией и тембром.
Метод «Кричалка, говорилка и шепталка» - дети кричат слова песни или стиха, затем говорят спокойно, потом проговаривают шепотом. Для «кричалки» используется ладошка зелёного цвета, закреплённая на полочке, для «говорилки» - жёлтая, для «шепталки» - красная. Менять цвет можно в любой момент.
Метод «Малыши – солдаты» - дети произносят слова, как малыши, не выговаривая звуки (Нася Таня глёмко плясет) и солдаты- очень чётко. Используются картинки младенец и солдат.
Метод «Три медведя» - дети проговаривают слова в низком, среднем и высоком регистре, как говорил бы Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. (Картинки трёх медведей.)
Метод «Кисель и горох» - слова произносятся слитно (нашатанягромкоплачет) и раздельно (на ша Та ня гром ко пла чет). Так же, для наглядности, используются карточки киселя и гороха.
На втором этапе схематично рисуем картинки, подходящие для конкретного слова или словосочетания. Произнося слова, указкой показываем на картинку. Например: В лесу (рисуем лес или несколько деревьев) родилась (младенец) ёлочка (ёлка). Главное, рисовать просто и схематично. Например: если вы разучиваете не стих, а сказку «Три медведя», то можно не рисовать, а использовать готовые фигуры (репка – круг, дед – квадрат и так далее)
Заключительный этап называется «Показываем». Дети с педагогом придумывают движения к строчкам стихотворения, которые подходят или ассоциируются со словами стиха. Например:
Шли по лесу два ежа – шагают на месте, показывают два пальчика.
Шли спокойно, не спеша – шагают медленно.
На спине иголки длинные и колкие – сгибают руку в кулачок и резко разгибают, показывая иглы.
Чуть шуршали листьями – проводим ладошку о ладошку.
Травкой зубки чистили – показываем как чистим зубы.
В силу различных обстоятельств, родители и педагоги могут иметь трудности при разучивании с детьми стихов и песен. Эта методика даёт детям возможность неосознанно запоминать текст. Разучивание происходит в форме игры. При этом задействованы разные виды памяти – слуховая, зрительная и двигательная.
В ходе использования методики у детей развивается зрительная, слуховая и двигательная память, проявляется логическое и творческое мышление, формируется умение кодировать информацию, составлять схемы и читать их. Также дети раскрывают свой творческий (актёрский) потенциал, декламируя стихи разными способами.
Апробация методики показала, что дети так увлечены игрой, что не замечают, как уже выучили песню или стихотворение.