анастасия телицына
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Телицына Анастасия Викторовна,
воспитатель, ГБДОУ детский сад № 4
Пушкинского района Санкт – Петербурга
Традиции и новации в решении проектных задач при работе с детьми подготовительной группы.
Темочки:
В условиях реформирования системы образования большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий, открывающих новые возможности для воспитания и обучения, способствующих развитию инициативы, творческой активности и самостоятельности ребёнка. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Тут же назревает вопрос: «Что делать?» Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Совсем недавно метод проектной деятельности был для педагогов дошкольного образования новым веянием в осуществлении своей педагогической деятельности при работе с детьми. Проектная деятельность имеет дидактический смысл, который заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Внедрение в работу проектных технологий позволяет формировать у детей умение работать в коллективе, определять проблемы и находить пути их решения, презентовать результаты своей работы в различных формах. Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена рядом причин. Во-первых, положения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы ориентируют дошкольные учреждения на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, а именно: содержание проекта - это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск - его непременная часть. Во-вторых, произошло включение проектной деятельности в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. И, в-третьих, технология проектной деятельности сегодня широко используется в школе, как в урочной, так и во внеурочной деятельности, что ориентирует дошкольные учреждения на формирование умений и предпосылок проектной деятельности уже в дошкольном возрасте. Можно добавить и ещё одну из причин актуальности проектной деятельности : реализация проектов в детском саду способствует не только развитию у детей самостоятельной познавательной активности и навыков исследовательского поиска, но и коренной
переориентации мышления педагогов и воспитателей при выстраивании образовательного процесса. Освоение педагогом технологии проектной деятельности автоматически переориентирует его от реализации учебной модели к модели совместной деятельности с детьми. Таким образом, актуальность проектной технологии обусловлена как современными требованиями, так и потребностями детей и педагогов в современном качестве образовательной деятельности. Проектная деятельности - это та деятельность, в основе которой лежит метод проектов. Метод проектов - это совокупность приёмов и действий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Т. е., если говорить проще – это совокупность последовательных действий. В рамках работы по методу проекта выделяю основные этапы их проведения: 1) организационный, в процессе которого педагоги тщательно готовятся к проведению проекта : - разрабатывают идею и ставят задачи проекта, - планируют основные этапы и структуру проекта, - предварительно формулируют проблему, выдвигаемую для решения, - подбирают литературу, наглядный и дидактический материал, - проводят опрос и оценку уровня знаний детей по тематике проекта и т. п. ; 2) продуктивный, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблемы и задач проекта : - введение в проблему («вживание» в «сюжетную» ситуацию, - формулирование проблемы, - совместное планирование и обсуждение предстоящей совместной или индивидуальной деятельности, - непосредственное поэтапное решение проблемы в соответствии с установленным планом; 3) презентативный (подготовка и представление результатов деятельности, 4) итоговый, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы. Особенности технологии и методики проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста. Перечень особенностей проектной деятельности в условиях ДОУ: 1. Необходимость участия воспитателя как организатора и координатора деятельности в проекте. Безусловно, данное участие должно быть ненавязчивым. Педагог должен понимать, что он лишь помощник на пути становления самостоятельности ребёнка и помощь не должна заключаться в назидании и выполнении за ребёнка определённых действий. 2. Необходимость заранее продумывать план деятельности проекта, поскольку навыки самостоятельного планирования деятельности у детей дошкольного возраста развиты недостаточно. 3. Необходимость создания педагогом «пространства возможного», поскольку сами дети будут затрудняться в его создании. Термин «пространство возможного» можно охарактеризовать как набор определённых предметных и материальных условий, необходимых для полноценной реализации проекта. Очевидно, что для выполнения задуманного плана любого проекта нужно много различных атрибутов. Итак, проектная деятельность сегодня для многих является инновацией и требует поступательного освоения. Но в соответствии с современными требованиями проектная деятельность должна занять достойное место, как в образовательной практике каждого дошкольного учреждения, так и в «арсенале» развивающих технологий компетентного педагога 21 века. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной смысл и предназначение проектной деятельности в условиях детского сада: поддержка интересов ребёнка, реализация его собственных замыслов, развитие познавательной активности и креативности детского мышления, приобретение опыта самостоятельной деятельности ребёнка, его талантов, интересов и предпочтений. Всегда нужно помнить, что образовательный процесс в ДОУ - это не учебная деятельность, а увлекательное и интересное взаимодействие детей и взрослых. А также проектная деятельность делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в
системе дошкольного образования. Детские проекты — это деятельность, в которой много детей, а не взрослых, и у которой есть конкретный продукт, позволяющий дошкольникам увидеть и ощутить ценность собственных усилий и действий, знаний и творчества. Именно этим так важен и ценен этот метод.