Папки-передвижки

Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений

Маркова Анна Сергеевна
Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений

СТАТЬЯ: «Сказкотерапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений».

В статье описывается применение сказкотерапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений. Даётся краткая характеристика используемых изобразительных материалов и техник.

Автор: Маркова А. C., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»

Аннотация: В статье описывается сказкотерапия как мощный инструмент работы педагогов в социозащитном учреждении. Показана целесообразность данного метода арт-терапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений».

Публикация «Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений» размещена в разделах

Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, нетрадиционные изобразительные техники.

В современном мире профессия воспитателя становится все более и более востребованной. Работа воспитателя в системе социальной помощи — это очень сложная миссия. В органы социальной защиты входит много учреждений, одно из них это «СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит», сновной целью которого является оказание воспитанникам квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную абилитацию, реабилитацию и адаптацию [1]. Одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит» является сохранение здоровья каждого ребёнка в процессе реабилитации [2].

В коррекционной работе педагоги используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы, что позволяет добиваться положительных результатов реабилитации. Воспитатели социального центра в своей работе отдают предпочтение арт-терапевтическим методам, таким как: песочная терапия, а именно рисование песком на световых планшетах, куклотерапия, сказкотерапия.

Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение. (Д. Родари)

Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки является интересным и актуальным. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:

1) Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;

2) Образность и метафоричность языка;

3) Психологическая защищенность;

4) Наличие тайны и волшебства.

Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.

Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности. В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: коррекция познавательного и личностного развития детей, развитие взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. При работе с детьми использую методы, предложенные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.

Основные приемы работы со сказкой:

1. Анализ сказок.

После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:

- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?

- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?

- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?

- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал такого поступка?

- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?

2. Рассказывание сказок.

Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.

Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.

3. Переписывание сказок.

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Переписывая сказку ребенок сам выбирает тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.

4. Постановка сказок с помощью кукол.

Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на поведении куклы. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.

5. Сочинение сказок.

В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок:

- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);

-сказки о животных (дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них);

-бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций);

- волшебные сказки (дети 5-7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).

В работе со сказкой использую следующие формы организации:

- игровые занятия;

- комплексные занятия;

- интегрированные занятия;

- тематические недели.

Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура создает атмосферу «сказочного мира».

Работа со сказкой строится следующим образом:

- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение;

- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;

- драматизация, проигрывание сказки по ролям.

Длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей:

- в младшей и средней группах воспитанников – 15-20 минут

- в группах воспитанников школьного возраста – до25-30 минут

При этом необходимо наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание.

Необходимое оборудование для сказкотерапии:

- пластиковые и деревянные персонажи людей и животных;

- куклы бибабо;

- пальчиковые куклы;

- красочные картины по сюжету сказки.

При моей работе со сказкой дети стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии.

Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.

Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка –серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб. : Речь, 2006. — 310 с.

2. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. — 15-е. — Академический проект, 2018.—201 c.

3. Баенская Е. Р. (2008). Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с детьми // Дефектология, № 4.

4. Копытин А. И. (2013). Возможности арт-терапии в работе с детьми и подростками // Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам (под ред. А. И. Копытина, С. 5–17. М: Когито-Центр.

5. Ричард Д., Мур В., Джой С. (2016) Распознавание эмоций: проверка вмешательства в работе с детьми - сиротами // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. Том 19, № 2, С. 21–35.

Публикации по теме:

Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями»Cообщение на метод. объединении «Весёлые развлечения как форма педагогической работы над предложно-падежными конструкциями» Управление образования администрации Ленинского муниципального района Московской области МБДОУ Детский сад №42 «Родничок» ТЕМА: «Весёлые.

Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений»Фотоотчёт «Веселые старты «Осенняя пора» для воспитанников детских дошкольных учреждений» 18 октября 2016 годаВ спортивном зале МКЦ состоялись ежегодные соревнования среди детских дошкольных учреждений города «Осенняя пора».

Фотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учрежденийФотоотчет о конкурсе по профилактике ДДТТ среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений Мы участвовали в городском конкурсе «Знают все мои друзья, знаю ПДД и я»он направлен на активизацию деятельности ДОО по обучению детей.

Фотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учрежденийФотоотчет о III городских соревнованиях по плаванию «Кубок Дельфина» среди воспитанников дошкольных учреждений Незабываемым событием стали для нашего города прошедшие соревнования по плаванию среди воспитанников дошкольных учреждений, имеющих плавательные.

Фотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанниковФотоотчёт музыкального руководителя о совместной работе с библиотекой для выявления и поддержки талантливых воспитанников В библиотеке юные читатели интересно проводят время вместе со своими воспитателями и библиотекарями. Библиотека любимое место для чтения,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений
Опубликовано: 10 июня 2024 в 00:00
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений» (включая файлы) размещена пользователем Маркова Анна Сергеевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 сентября. День напоминания правил Детского сада. Передвижка

Начинается новый учебный год и пришла пора напомнить родителям правила посещения детьми детского сада.

1 сентября. День знаний. Передвижка

Учебный год в России начинается 1 сентября.Это важная дата для детей и родителей, тем более что это еще и День знаний. В детских садах тоже отмечают этот праздник — ведь в дошкольных учреждениях...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД