Маркова Анна Сергеевна
Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
СТАТЬЯ: «Сказкотерапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений».
В статье описывается применение сказкотерапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений. Даётся краткая характеристика используемых изобразительных материалов и техник.
Автор: Маркова А. C., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Аннотация: В статье описывается сказкотерапия как мощный инструмент работы педагогов в социозащитном учреждении. Показана целесообразность данного метода арт-терапии при работе с воспитанниками социозащитных учреждений».
Публикация «Сказкотеапия как метод педагогической поддержки воспитанников социозащитных учреждений» размещена в разделах
Ключевые слова: арт-терапия, сказкотерапия, нетрадиционные изобразительные техники.
В современном мире профессия воспитателя становится все более и более востребованной. Работа воспитателя в системе социальной помощи — это очень сложная миссия. В органы социальной защиты входит много учреждений, одно из них это «СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит», сновной целью которого является оказание воспитанникам квалифицированной социально-медико-психолого-педагогической помощи, направленной на максимально полную и своевременную их социальную абилитацию, реабилитацию и адаптацию [1]. Одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит» является сохранение здоровья каждого ребёнка в процессе реабилитации [2].
В коррекционной работе педагоги используют различные формы обучения и элементы современных психолого-педагогических технологий, внедряют в реабилитационный процесс инновационные формы и методы работы, что позволяет добиваться положительных результатов реабилитации. Воспитатели социального центра в своей работе отдают предпочтение арт-терапевтическим методам, таким как: песочная терапия, а именно рисование песком на световых планшетах, куклотерапия, сказкотерапия.
Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир и одарить его воображение. (Д. Родари)
Сказка для ребенка – это не просто вымысел, фантазия, реальность. Сказка раздвигает для ребенка рамки обычной жизни, только в сказочной форме дошкольник сталкивается с такими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам. Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Обучение детей дошкольного возраста посредством сказки является интересным и актуальным. Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключается в следующем:
1) Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
2) Образность и метафоричность языка;
3) Психологическая защищенность;
4) Наличие тайны и волшебства.
Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки, - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации.
Сейчас многие педагоги в своей практике сталкиваются с тем, что многие родители не читают сказки. А ведь это так важно! В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Дети, сталкиваясь с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать накопившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?
И здесь на помощь может прийти сказкотерапия. Что же это такое? Это те же самые сказки, только ориентированы на какую-либо проблему. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности. В своей работе с помощью сказкотерапии я преследую следующие цели: коррекция познавательного и личностного развития детей, развитие взаимопомощи и поддержки, развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций. При работе с детьми использую методы, предложенные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.
Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать.
Основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок.
После прослушивания детьми сказки им задается ряд вопросов:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал такого поступка?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
2. Рассказывание сказок.
Прием помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения.
Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса, Баба-Яга или Василиса Премудрая.
3. Переписывание сказок.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, конец сказки. Переписывая сказку ребенок сам выбирает тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения.
4. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его движение немедленно отражается на поведении куклы. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребенок по каким-то причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок.
В своей собственной сказке ребенок отражает свою проблемную ситуацию и способы ее решения.
В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок:
- народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему);
-сказки о животных (дети до 5 лет идентифицируют себя с животными и стараются быть похожими на них);
-бытовые сказки (рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций);
- волшебные сказки (дети 5-7 лет начинают интересоваться человеческими взаимоотношениями).
В работе со сказкой использую следующие формы организации:
- игровые занятия;
- комплексные занятия;
- интегрированные занятия;
- тематические недели.
Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал «входа в сказку» (настрой, основную часть, где используются приемы работы со сказкой, и ритуал «выхода из сказки». Подобная структура создает атмосферу «сказочного мира».
Работа со сказкой строится следующим образом:
- чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение;
- рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
- драматизация, проигрывание сказки по ролям.
Длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей:
- в младшей и средней группах воспитанников – 15-20 минут
- в группах воспитанников школьного возраста – до25-30 минут
При этом необходимо наличие хорошо освещенного помещения, без лишней мебели и предметов, отвлекающих внимание.
Необходимое оборудование для сказкотерапии:
- пластиковые и деревянные персонажи людей и животных;
- куклы бибабо;
- пальчиковые куклы;
- красочные картины по сюжету сказки.
При моей работе со сказкой дети стали более доброжелательными, активными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. В дальнейшем я планирую, долгосрочный проект по сказкотерапии.
Восприятие сказки, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, одновременно, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, его воображение.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка –серьезнейшее средство нравственного воспитания. Она делает души ребят мягче, отзывчивее, добрее. Сказка – это в некотором роде поэзия жизни и фантастика будущего. Это духовные богатства народной культуры, познавая которые ребенок познает сердцем родной народ. Это метод интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб. : Речь, 2006. — 310 с.
2. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринт души. Терапевтические сказки. — 15-е. — Академический проект, 2018.—201 c.
3. Баенская Е. Р. (2008). Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с детьми // Дефектология, № 4.
4. Копытин А. И. (2013). Возможности арт-терапии в работе с детьми и подростками // Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам (под ред. А. И. Копытина, С. 5–17. М: Когито-Центр.
5. Ричард Д., Мур В., Джой С. (2016) Распознавание эмоций: проверка вмешательства в работе с детьми - сиротами // Исцеляющее искусство: международный журнал арт-терапии. Том 19, № 2, С. 21–35.