Екатерина Парфенова
Самоизоляция с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все сейчас переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время.
К сожалению, в связи с пандемией и методами, которые приняты для сдерживания и ликвидации ее распространения, всем нам приходится нарушать привычный образ жизни.
Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникает много сложностей, вопросов, непониманий. Многие взрослые впервые вынуждены продолжительный период работать на «удаленке», а дети – учиться дистанционно, не выходя из дома. Особенно непросто дается этот период родителям, чьи дети посещали детский сад. Ведь, находясь постоянно рядом с вами, маленький ребенок вряд ли осознает, что маме и папе нужно работать дома. Эти дети привыкли, что дома родители принадлежат им всецело. В данной ситуации важно распределить свое время и внимание таким образом, чтобы всем хватило и того, и другого. У детей скапливается большое количество нереализованной энергии, которая затем трансформируется в агрессию. И это сложный момент как для детей, так и для родителей. Родители сталкиваются с чувством растерянности, что тоже может вызвать агрессию. И в данной ситуации очень важно не навредить ни себе (аутоагрессией, ни ребенку (прямо направленной агрессией).
Публикация «Самоизоляция с дошкольниками» размещена в разделах
Сейчас то самое время, когда есть возможность узнать друг друга лучше, понаблюдать, кто как меняется и переживает эти изменения. Именно в детстве ребенок учится быть взрослым, учится подражанием. Покажите ребенку своим примером, как справляться с трудностями, как проводить время дома с близкими, чем заниматься в свободное от работы время.
Мне бы хотелось Вам предложить несколько рекомендаций, которые помогут справиться со сложной эмоциональной ситуацией во время самоизоляции :
1. Составить план (режим) дня.
Ваши дети посещают детский сад, где день четко распланирован, домашний же режим отличается (на то он и дом).
Режим дня, в данном случае, это некий план необходимых действий. Что он дает? Во-первых, он дает чувство определенности и понимания, что будет сегодня (когда ситуация в целом вокруг нас складывается иначе). Во-вторых, осознание того, что план можно всегда поменять, что прибавляет гибкости. В-третьих, соблюдение плана дня позволит сместить фокус вашего внимания с происходящего в мире на происходящее в вашей семье.
2. Зарядка – это необходимость сегодняшнего дня, особенно для детей, которые лишены возможности ежедневной прогулки и игр на свежем воздухе. Хочу обратить Ваше внимание на то, что в детском саду дети обязательно делают с утра физические упражнения. Подберите наиболее подходящий комплекс упражнений для вашего ребенка и включите его в план дня. Сейчас, благодаря доступу к Интернет-ресурсам, подобрать интересную зарядку не составит труда.
3. Игры. Это также обязательный элемент, который позволит высвободить накопившуюся энергию, а также подарит хорошее настроение и позитивный заряд. Подберите для своей семьи и ребенка наиболее подходящие игры. Это могут быть как игры малой подвижности, так и дидактические игры, различные лото и домино. Играйте с детьми – это ведущий вид деятельности дошкольника.
4. Творчество – это обязательно. Кроме привычных нам и детям занятий, таких как лепка и рисование в классическом исполнении, используйте также нетрадиционные методы, о которых вы также можете узнать из интернета, если у вас дома нет соответствующей литературы. Рисование, лепка, аппликация, оригами – это отличный творческий инструмент, который позволяет снять напряжение, а также высвободить часть накопившейся энергии. Кроме того, эти виды деятельности способствуют развитию мелкой моторики рук, логического и пространственного мышления, воображения, закрепления знания цветового спектра.
5. Танцы и пение. Практически все маленькие детки любят петь и танцевать, особенно девочки. Танцевально-двигательные элементы, как и в случае с активными играми, подарят отличное настроение и реализуют часть энергии ребенка. Определите время для танцев, подберите музыку и устраивайте танцевальный "час" для ребенка.
6. Читайте ребенку и обсуждайте прочитанное вместе. Что это даст? Сказка, позволяет на примере героев проследить особенности поведения и поступков, разобрать конкретную жизненную ситуацию, тем самым способствуя развитию гармоничной личности и решению индивидуальных проблем.
Кроме того, сказка активизирует в ребенке творческое и созидающее начало, помогает раскрыть глубину собственного внутреннего мира, развивает самосознание ребенка. Очень ценно, особенно на сегодняшний день то, что сказка помогает снизить уровень тревожности и агрессивности у детей. Необходимо помнить то, что сказка формирует навыки конструктивного выражения эмоций и развивает способности к эмоциональной регуляции, а также естественной коммуникации.
7. Интеллектуальные игры. Включите в свой дневной "рацион" игры для развития интеллекта. Как известно, мозг затрачивает огромное количество энергии на решение интеллектуальных задач. Игры развивают память, логиче-ское мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность, а также способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. А это отличный бонус. Не так ли?
8. Сон. О важности сна и его благотворном воздействии на нашу психику и организм известно каждому из нас и заострять свое внимание на этом не стану. Напомню лишь, что очень важно выдерживать режим: просыпаться и ложиться спать в одно и то же время, сохранить понятие «дневной сон» или хотя бы видоизменить его на понятие «тихий час». Давайте ребенку возможность днем немного отдохнуть, побыть со своими мыслями, тем более, когда он вернется в детский сад, ему снова придется жить по распорядку, в котором дневной отдых предусмотрен.
9. Эмоциональный фон родителей. Это, пожалуй, самый важный пункт. Вся ответственность за ситуацию ложится на плечи родителей, приходится решать несколько задач одновременно. Подобная нагрузка, как и сама ситуация в целом может вызывать чувство тревоги, раздражения и растерянности, а также привести к эмоциональному истощению. И мы знаем, что состояние родителей передается по невидимым каналам детям. Создается общий эмоциональный фон. И каким будет этот фон – зависит от вас. Поэтому очень важно научиться поддерживать себя, заботиться о себе для того, чтобы оставаться в устойчивом эмоциональном состоянии и активной жизненной позиции.
Надеюсь, это время, проведенное дома с детьми, пойдет всем на пользу.
Желаю всем здоровья!
С уважением,
педагог-психолог Екатерина Парфенова.