Писаренко О И
Консультация «СДВГ: как с этим быть»
▼ Скачать + Заказать документы
Всё чаще мы слышим и читаем: СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Почему ребёнок не может спокойно сидеть, внимательно слушать, не может держать себя в руках? Понимая и принимая особенности диагноза СДВГ,нужно сосредоточиться на индивидуальных сильных сторонах таких детей. Миллионы ребят в мире страдают от СДВГ. Это особое состояние мозга. Префронтальная кора - отдел, который отвечает за организацию, мотивацию и регуляцию эмоций. Люди с СДВГ испытывают задержки с «исполнительной функцией». Соответственно дети могут организовать и управлять своими эмоциями, но не так быстро. Они могут обрабатывать информацию медленнее, но мыслить быстрее. Ум такой беспокойный, но может рождать много идей.
Публикация «Консультация „СДВГ: как с этим быть“» размещена в разделах
Три разных типа СДВГ : гиперактивно-импульсивный, тип с преобладанием нарушений внимания и комбинированный. Доктор и родителт помогут установить тип СДВГ, насколько сильно он проявляется и как влияет на жизнь ребёнка.
Первый тип наиболее распространён. Дети любят быть в движении. Стоять им нравится больше, чем сидеть. Эти дети много и быстро говорят, быстро двигаются. Они очень любопытны. Ребята часто перебивают других, выпаливают свои ответы, им всегда есть,что сказать. Им сложно контролировать себя.
Детям с преобладающим нарушением внимания сложно следовать инструкциям, удерживать внимание при выполнении заданий. Тип «невнимательный СДВГ» испытывают трудности с концентрацией, им сложно организовать свою деятельность и выполнение заданий. Эти дети забывают одежду, домашнее задание. «Мысли просто бегут из головы врассыпную».
Дети СДВГ комбинированного типа креативны, умны и стремительны. Но у них могут быть проблемы, так как они забывают сдать выполненное задание, мечтают о своём,переходят от задачи к задаче и постоянно двигаются. У этого типа есть симптомы невнимательности, а также гиперактивности и импульсивности.
Поведенческий и медицинский подходы к лечению работают вместе. Перечислю симптомы:
-хочется бегать и прыгать, подолгу быть в движении
-сложно усидеть на месте
-трудно выполнять задания в классе и дома
-сложно концентрироваться
-легко расстраивается и злится, особенно если сложное или незнакомое задание, дело
-сложно удержаться и не выкрикивать на уроке
-внимание быстро перескакивает с одного задания на другое
-постоянное чувство стресса и подавленности
СДВГ диагностирует доктор. 75% детей будут иметь синдром и во взрослом возрасте. СДВГ биологически обусловлено и «встроено» в ДНК. Многие дети с СДВГ имеют высокий интеллект. Мальчикам раньше ставят такой диагноз, девочкам чуть позже.
Как с этим быть? Плюсы умножим на минусы. Ребёнок отвлекается, но может делать несколько дел одновременно. Очень энергичен-амбициозен. Чувствителен, значит умеет сопереживать другим. Упрям, значит настойчив, не сдаётся просто так. Разговорчив- общителен. Наконец, ребёнок отличается от других-уникален. Используем сильные стороны симптома, чтобы лучше контролировать и работать с его проявлениями. Например, детям скучно делать что-то одно, он интересуется многими вещами. С бОльшим увлечением делают то, что действительно интересно.
Детей надо учить саморегуляции и самоконтролю. Управление эмоциями, навыки совладания с гневом,фрустрацией, вспышками эмоций. Согласитесь, это трудные задачи для детей. К сильным эмоциям можно подготовиться, чтобы знать,что делать,когда они возникнут. Испытывать гнев – это нормально. Ненормально-кого-то ударить, разбить, разбросать и т. п. Нужно учить ребёнка контролировать вспышки гнева. Мы не можем контролировать чувства, но учим контролировать своё поведение. Можно изолироваться, побыть одному, поплакать, заняться другими делами. Извинения-это отличное начало, чтобы исправить ситуацию. Если дети смогут понять, что вызывает у них гнев, то смогут предотвратить его. Помогите детям советом как успокоиться. Техника глубокого дыхания диафрагмой, «уголок спокойствия», поделись своими чувствами :я расстроен, я чувствую, я несчастлив, потому что…Учим детей гибкому мышлению, как пойти на компромисс, уступить, побыть на чьём- то месте. Мама ругает, что ты не помыл посуду. Представь, что чувствует мама. Помоги другим помочь тебе. Дети могут вести дневник. Взрослые должны пополнить арсенал идей, которые помогут ребёнку осознанно воспринимать происходящее, предотвращать вспышки эмоций и управлять собой.
Сложно быть внимательным, сложно сосредоточится. Помогаем малышу понять, когда ему становится скучно. Что делает ребёнок, когда ему становится скучно. Определяем виды действий, которые помогут сосредоточиться, переключить внутренние «рычаги». Упражнение-«якорь», если ребёнку трудно спокойно сидеть. Поставь обе ноги на пол. Сделай 3 глубоких вдоха. Как якорь крепится к судну? Капитан бросает якорь в воду, чтобы судно не двигалось. Вот так это работает. Когда вы поняли что помогает,а что вредит концентрации внимания, наметили что с этим делать, развиваем полезные навыки.
Самое трудное – самоконтроль, управление импульсами и правильные решения. Согласитесь, этому мы хотим научиться всю нашу сознательную жизнь. Самоконтроль,как его достичь? У детей с СДВГ прекрасное воображение. Они могут выдавать блестящие идеи. У них часто бывают порывы сделать что- то необычное. Надо учить выбирать и принимать полезные рациональные решения. Делать выбор,который,как знает ребёнок, приведёт к положительному результату. Например, выучил слова,хорошо написал диктант, получил отличную отметку, похвалу. Есть и отрицательный опыт. Например, украл незаметно ручку товарища. Хотел, потому что понравилась, никто не заметил. Но спустя время малыш понимает и раскаивается. Мы можем учиться на своих ошибках. Можно поиграть в игру «Правда-ложь», «Эмоциональное лото», «Светофор», «Добрый полицейский». Техник и упражнений очень много. Главное, чтобы дети говорили не то, что надо и правильно, а как они действительно чувствуют.
Как превратить привычки и распорядок дня в увлекательное занятие, чтобы не сбиваться с курса? Фундамент-это режим дня и постоянные привычки. Список дел «накануне» или «подготовка» могут содержать список действий с картинками. Можно сделать карту утра, карточки-помощники разных цветов на сутки, неделю,месяц. Составляем долгосрочный план. Помогаем акцентировать внимание на приоритетах, что важнее, то есть общих целях. Если что-то не получается подсказываем ребёнку попросить о помощи, как помочь себе самому. Три шага навстречу цели. 1. Придумай идею, выбери цель, составь план. Например, исправить «3» по русскому языку2. Разбей эту цель на более мелкие (Выполнять хорошо классную домашнюю работу) .3. Разбей эти цели на более мелкие шаги. (10 словарных слов и 1 дополнительное упражнение).В небольших достижениях -ключ к успеху. Но иногда встречаются трудности. Лабиринт с трудностями. Что может помешать? (лень, нехватка времени)Как преодолеть препятствия? Как расставить приоритеты, представив в виде камешков разных размеров. Самый важный и тяжёлый камень-это задача, проект. Ребёнок почувствует облегчение от выполненной задачи. Зачем идут кирпичики и мелкие камешки. Подводим итоги. Прошёл период времени. Метод «Ты-звезда!» Обязательно отмечаем что получилось блестяще, так держать, отличная работа, гордись собой, поздравляю и т. п. Лестница успеха приведёт к цели на верхней ступеньке. Каждая перекладина-это шаг. Главный девиз-ты можешь всё! Попробуем с ребёнком определить рецепт успеха. Пример: 3 стакана стараний,1 кг труда,1столовая ложка идей,5 столовых ложек доброты,10 столовых ложек воли. Конечно, у ребёнка должен быть источник вдохновения, любимый кумир.
Дети с СДВГ особенные и замечательные. Совладать с СДВГ можно и нужно. Можно справляться с эмоциями, преодолеть скуку, организовать быт и учебную деятельность, сохранять концентрацию внимания, справляться с гневом,контролировать импульсы, принимать решения.