марина исагулова
Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте? Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Роль игры в жизни ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, возникающие в связи с развитием важнейших потребностей ребенка : потребности в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению системой разнообразных навыков и умений.
В дошкольном возрасте происходят качественные изменения в социальном развитии ребенка, которые проявляются: в сознании собственного «Я», в сознании своего поведения, в интересе к миру взрослых. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни. Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.
Игры возникают у детей еще в раннем детстве и интенсивно развиваются уже в дошкольном возрасте, так как это период наиболее интенсивного развития, возраст больших потенциальных возможностей, рождения личности, становления основ самосознания и ценностных ориентаций, проявления первых творческих потенций ребенка, его индивидуальности. Здесь важна роль педагога, которая в целом не входит в непримиримое противоречие с законами педагогики, т. е. законами образования и воспитания в их сущности и взаимосвязи. Творческое проявление ребенка – явление индивидуальное, обладающее свойствами неповторимости. Задача педагога – обеспечить условия для творчества каждого. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая. Социо-игровая технология подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социо-игровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.
Ни одна игра не повторяет с точностью другую, но каждая из них представляет мгновенно новые и новые ситуации, которые требуют всякий раз новых и новых решений. У всех этих объединений есть определённая структура, и стало быть, чётко установленное место, статус, роль и позиция каждого участника такой группы.
Поначалу игра носит индивидуальный характер, т. е. концентрируется только на своих действиях и не обращает внимание на других детей. Постепенно он насыщается своей собственной игрой и смотрит на ребенка, играющего рядом. Это и будет первым элементом общения. Позже, не смотря на «дисциплину расстояния», появляются и другие элементы: желание поиграть рядом, подвинутся, чтобы освободить место для другого ребенка, встреча взглядов и несмелые улыбки. Причиной попыток установить определенные взаимоотношения может стать заинтересованность в том, чтобы в игре участвовали сверстники.
Личный опыт показывает: что жизнь детей в детском саду выстраива-ется в малых группах (компаниях) по принципу спонтанного, или специального объединения детей в группы на непродолжительное время и постоянную смену компаний, позволило мне заметить их явные преимущества. В таких объединениях у детей нет чётких границ их деятельности и взаимодействия друг с другом и с взрослым, нет постоянного статуса, роли, места и позиции каждого ребёнка в процессе общения, а происходит их постоянная смена.
Такая организация жизни детей направлена на создание детского сообщества в группе. В таких группах есть естественная, как внутренняя, так и внешняя свобода, открытость, возможность выбирать себе компанию, напарника, встречаться и общаться с разными детьми, быть интересными другим, высказывать своё мнение и выслушивать других.
Появляется возможность выбирать общее дело и способы его реализации, распределять самим роль и место каждого в общем деле, договариваться друг с другом, держать правила.
В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими. Постепенно у детей развивается адекватная самооценка, представления о самом себе и о своих согруппниках - ровесниках.
Одним из непременных условий социо-игровой технологии является постоянная смена состава малых групп и организация взаимодействия между компаниями, чтобы дети становились по отношению ко всем «своими», а не «другими». Постоянная смена компаний позволяет каждому ребёнку постоянно менять свою позицию в общении, проявлять особенности характера, темперамента, поведения.
Социо-игровая технология позволяет решать многие задачи, определённые ФГТ и ФГОС, воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, преодолевать страх и неуверенность, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».
Можно без преувеличения сказать, что почти все самые основные и коренные наши реакции вырабатываются и создаются в процессе детской игры. Такое же значение имеет элемент подражательности в детских играх: ребенок активно воспроизводит и усваивает виденное им у взрослых, учится тем же отношениям и развивает в себе первоначальные инстинкты, которые понадобятся ему в будущей деятельности.
Литература
1. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» - М. :Просвещение, 1991г.
2. Лысенко Е. М. Возрастная психология. -М. :Из-во Владос-пресс, 2006.-173с
3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб. : Питер, 2009.- 300с.
4. Махлышева С. Д Курс по детской психологии---М: Издатеьлство «Окей-книга», 2009.-128.
5. Немов Р. С. «Возрастная психология» М., 1998 г.
6. Эльконин, Д. Б. Насущные вопросы психологии игры в дошкольном возрасте Текст. / Д. Б. Эльконин // Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста / Под. ред. М. : АПН НИИ общ. педагогики, 1978.