Ирина Уварова
Пластилинография в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Рисуем пластилином
Уварова И. В., воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида», г. Орёл
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов ребенка начинаются с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки.
Публикация «Пластилинография в детском саду» размещена в разделах
С приближением нового учебного года, каждый из педагогов выбирает тему по самообразованию. Тему, которая будет интересна и увлекательна. Однажды на полке для книг я обратила внимание на разноцветную брошюру. Взяв ее в руки и открыв страницы с цветными иллюстрациями, на которых были изображены детские картины нарисованные пластилином, я была удивлена. Как можно с помощью пластилина сделать такие интересные и красочные картины!
Оказалось, что это было изобразительное творчество, одно из самых «молодых» направлений нетрадиционной техники лепки, которая позволяет создавать более или менее выпуклые по объему образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности – пластилинография.
И тогда я для себя решила, что буду изучать и познавать эту технику «Пластилинография в детском саду».
Углубившись в тему, я узнала много нового и интересного и теперь хочу с вами поделиться. Моя статья будет интересной не только для воспитателей, родителей, но и для педагогов дополнительного образования. Данный материал можно использовать и на занятиях по лепке, дома играя с ребенком и в кружковой работе.
В ДОУ практикуется несколько видов нетрадиционной техники лепки из пластилина :
прямая пластилинография - дети скатывают детали из пластилина в форме «шариков», «колбасок», располагают на основе, с заранее нанесенным контуром рисунка. Занятия можно начинать проводить уже во второй половине учебного года в первой младшей группы;
витражная или обратная пластилинография (пластилиновые детали дети выкладывают на обратной стороне прозрачного пластика или оргстекла по нанесенным заранее контурам). Занятия проводятся со старшими детьми с 5-7 лет;
контурная лепка - картина выкладывается жгутиками (тонкими «колбасками») разной толщины; На основу наносится рисунок, жгутиками, выложенными по границам изображения. Затем жгутиками выкладываются во внутренние элементы картины, занятия проводят со второй половины учебного года во второй младшей группе или в средней группе, в зависимости от уровня подготовки детей, в частности, развития умения скатывать тонкие колбаски или давить из шприца;
многослойная лепка - изображение получается последовательным нанесением слоев пластилина (из «лепешек» разного цвета делаем «слоеный пирог» от темных оттенков к светлым, сгибаем заготовку по центру или скатываем в «колбаску», разрезаем на детали, занятия проводятся с детьми старших групп;
мозаичная техника - выкладывание картины шариками из пластилина разного размера, занятия уже проводятся с детьми второй младшей, средней групп;
модульная лепка - элементы выполняются в разных видах техники, а затем эти модули собираются в единую композицию. Это более сложная техника, требующая от детей овладения всеми приемами лепки;
Фактурная техника создание пластилиновых картин разной степени выпуклости (барельеф-изображение выделяется на фоне менее чем наполовину, горельеф - образ проступает над фоном более чем наполовину, контррельеф- рисунок углубляется в фон, занятия организуются с детьми подготовительной группы.
В ДОУ овладение пластилинографией предполагает использование не только тех приемов работы с пластилином, которые осваиваются в традиционной технике лепки на занятиях с детьми, но и познание новых приемов именно в технике пластилинографии :
• размазывание – пластилин размазывается по готовой поверхности кончиками пальцев;
• примазывание и придавливание - соединением деталей для получения цельного сюжета;
• налепливание – нанесением элементов из пластилина на шаблон;
• заглаживание – приемом, когда пластилин заглаживается смоченными в воде пальцами по поверхности для подготовки основы;
• смешением разноцветных брусков пластилина для получения новых оттенков. В младшей группе дети разминают небольшие кусочки пластилина в брусок одного цвета, а в средней и старших группах учатся аккуратно налепливать кусочки разного оттенка один на другой, формируя переходы между ними.
Освоение приёмов работы с пластилином для поделок в традиционной и нетрадиционной техниках идёт параллельно.
Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема. Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.
Работая в технике пластилинографии уже не первый год, обращаем внимание на то, что у детей развивается усидчивость, дисциплинированность и аккуратность, воспитываются эстетические представления. Также была замечена тенденция роста памяти, внимания, мышления, восприятия и речи дошкольника.
При создании пластилиновых картин лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.
По организации работы в технике пластилинографии, порекомендуем следующее:
• во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон;
• предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкой пленки (скотч);
• устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;
• покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее жизнь
Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография, позволяет решать не только практические, но и воспитательные, и образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка. В игровой форме дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.
Список литературы:
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности/ -Москва 2016.- 87с.
2. Давыдова Г. Н. Пластилинография- Скрипторий, 2003.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду/М. : Издательство «Скрипторий 2012», 2012.-305с.
4. Румянцева Е. Пластилиновая фантазия М. ,2009;
5. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. : Феникс. 2008.