Ольга Семёнова
Проектная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность. По определению профессора У. Х. Киллпатрика, который разработал «Проектную систему обучения», «метод проектов», «Проект - есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью».
Публикация «Проектная деятельность в детском саду» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Коллективные переживания, а также радость от успеха, гордость от одобрения взрослых сближает детей друг с другом, способствует улучшению микроклимата в группе. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. Считаю, что проектную деятельность можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагогов, воспитанников и родителей. Привлечение родителей в проектную деятельность имеет большую ценность:
• они становятся активными участниками процесса обучения своих детей, папы и мамы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
• развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.
Цель : развивать свободную творческую личность.
Задачи:
• обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;
• развивать познавательные способности детей;
• развивать творческое воображение;
• развивать мышление;
• развивать коммуникативные способности.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В старшем возрасте это:
• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы
• развитие умений определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно
• формирование умения применять данные методы с использованием различных вариантов
• развитие умения вести конструктивную беседу в процессе совместной исследовательской деятельности.
В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность удовлетворить любознательность, упорядочить свои представления о мире. Задача педагога научить детей не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность детей — индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование различных знаний, умений.
В работу проектной деятельности дошкольников необходимо активно привлекать родителей к совместной деятельности, наблюдать за изменением и преобразованием объекта, использовать метод демонстрации и объяснения нового материала, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы, использовать метод детского исследования, метод проектов, моделирование проблемных ситуаций, рассуждать решая проблемные задачи и ситуации.
Планируемые результаты:
научить ребенка видеть проблему и ставить вопросы;
научить ребенка доказывать;
научить ребенка делать выводы и рассуждать;
научить ребенка высказывать предположения.
Проектная деятельность имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.
Для решения задач, поставленных в проектах, привлекаются к работе родители, которые с удовольствием участвуют вместе с детьми, помогают в создании предметно пространственной развивающей среды, активно участвуют в подготовке и проведении проектов.
В нашем ДОУ уделяется огромное внимание проектной деятельности, уже в младшем дошкольном возрасте педагогами разрабатываются проекты и с успехом реализуются в работе с детьми. В моей педагогической практике были разработаны следующие проекты для младших дошкольников: «Мой детский сад», «В гости к Солнышку», «В гостях у пчелки», «В гости к Светофорику», «Насекомые», «Деревья нашего участка», «Моя семья».
Старшие дошкольники активно интересуются изменениями в окружающей действительности. Поэтому педагогами были применены методы наблюдения и демонстрации, экспериментирования. В процессе работы дети с удовольствием рассматривали предметы, выявляли основные признаки, замечали изменения в процессе экспериментирования и рассказывали об этом. Приведу примеры проектов : «Хлеб всему голова», «Аленький цветочек», «Моя родословная», «Заповедники Оренбуржья», «Степное Оренбуржье», «Пасха», «Урал-мой край родной».
Подобные проекты часто являлись способом комплексного изучения той или иной темы, вокруг которой концентрировалось внимание детей. Особенно важно было, чтобы основные виды детских работ концентрировались на живом и жизненном материале; обращалось много внимания на совместную деятельность детей, на отношения между ними, на их умение разобраться в реальной жизни.
Как показывает практика проектно – исследовательская деятельность очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проектно – исследовательской деятельности знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, можно создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.
Дошкольное учреждение, первая ступенька в образовании, представляет, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стала проектно – исследовательская деятельность. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.
Я считаю, что в проектно – исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Литература
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения /Авт. - сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, и др. – М. : АРКТИ,2004. – 96с.
2. интернет ресурс