Ирина Чванова
Консультация для родителей «Что такое самостоятельность для ребенка и мамы?»
▼ Скачать + Заказать документы
Прививаем ребенку самостоятельность
Что такое самостоятельность для ребенка и мамы?
Это прежде всего научение некоему навыку выполнять определенный алгоритм действий и последующее его выполнение без внешней поддержки в автоматически заданном режиме.
Наверно, звучит немного сложно, упрощаю определение.
Самостоятельность для дошкольника : «Я это умею и делаю с удовольствием, играючи». А для школьника: «Я это умею и делаю, потому что я уже большой».
Заметили разницу?
Темочки:
Для мамы же самостоятельность – это когда ребенок не требует ее помощи и все делает сам без напоминаний. При этом мамы забывают о возрастных особенностях, т. к. самостоятельность детьми раннего возраста воспринимается по-разному.
На одном практическом примере разберем, если перед нами дошкольник.
Итак, допустим, мама хочет, чтобы ее ребенок-дошкольник после сна не бросал постель разобранной.
Что обычно делает мама:
1. Объясняет, почему постель должна быть заправлена.
2. Пару раз делает это сама, чтобы ребенок увидел, как это делается.
3. Дает ему выполнить эту задачу.
4. «Ага, умеет!» - радуется мама и … ждет от ребенка самостоятельных действий.
На следующее утро постель осталась в том же беспорядке…
Опустим огорчение и раздражение мамы. Ее словесное возмущение в адрес ребенка и подумаем :
Что мама НЕ ТАК сделала?
Во-первых, мало объяснить, показать и ждать, что навык тут же встроится. Навыки должны автоматизироваться. И это не одна неделя… А это возможно тогда, когда ребенок выполняет неоднократно эти действия с маминой помощью. И эта помощь в объеме постепенно уменьшается.
Во-вторых, не учитывается мотив к выполнению. Детям, живущим в мире игры, трудно переключиться на рутинные дела. Поэтому, чтобы максимально облегчить привыкание к домашним обязанностям, к ответственности за них, вводится элемент сказки, игрового сюжета или даже приключения. С возрастом их доля постепенно вытесняется осознанием своей значимости как любимого и надежного помощника мамы. Ребенок легче учится ответственности.
В-третьих, бывают ситуации, когда ребенок прекращает выполнять данный навык и он постепенно угасает. Например, ребенок уехал к бабушке, потому что маме нужно в больницу или в командировку. А бабушка этот навык не поддерживает или даже наоборот, излишне опекает его из жалости или по другим соображениям.
Навык угас и для его возобновления ребенку с мамой нужно будет пройти те же шаги с самого начала. Разница в том, что они пройдут быстрее. Всё-таки сложившиеся нейронные связи в мозге ребенка никто не отменял и просто нужно снова по ним гонять импульсы.
Следовательно, чтобы выполнить задачу, маме можно придумать сказочный персонаж со смешным именем, который страшно не любит порядок и выворачивает постельку так, что малыш мучается с уборкой. И нужно дружно его прогнать, заправив вместе постельку. Все это с соответствующей мимикой лица, игровыми движениями, репликами. Детям очень нравится видеть смешных родителей (ведь большую часть дня мама и папа бывают какие-то озабоченные и скучные) и они охотно поддаются обучению нужному навыку.
А дальше этот навык в игре закрепляется регулярными действиями и на ходу придумывается игровой сюжет. Почему маме нужно меньше помогать малышу… Потому что только малыш… силен расколдовать Мешалку-беспорядку и превратить ее в своего друга и помощника. Так помощь мамы постепенно исчезает, и ребенок автоматически заправляет постельку.
А маме с папой можно живо интересоваться, как всё прошло в его королевстве (комнате ребенка).