Татьяна Черданцева
Особенности нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья
«Особенности нравственно-патриотического воспитания
детей среднего возраста»
Содержание:
1. Введение
2. Цели и задачи
3. Особенности нравственно-патриотического воспитания
4. Работа по воспитанию патриотических чувств
5. Заключение
В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других.
Публикация «Особенности нравственно-патриотического воспитания детей среднего возраста» размещена в разделах
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно-развивающая среда в группе.
Главной целью ДОУ в патриотическом воспитании дошкольников является воспитание нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Нравственно - патриотическое воспитание детей среднего возраста – это процесс взаимодействия воспитателей и детей, и конечно является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Этот процесс развивает у детей патриотические чувства, сформирует патриотические убеждения у них, воспитает устойчивые нормы патриотического поведения.
На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеют свои особенности. В среднем дошкольном возрасте закладывается у детей :
- потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы;
- наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Если в младшем дошкольном возрасте для воспитания патриотизма деятельность взрослого была как носитель положительного способа поведения, то в среднем возрасте происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей, он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного в младшем возрасте. Например, практическая ситуация: педагог учит «читать» эмоции внешнего состояния растений, животных и побуждает ребенка к адекватной реакции (пожалеть, посочувствовать и помочь или порадоваться за него). В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в среднем возрасте : оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта.
Еще такие особенности проявления патриотических чувств в этом возрасте наблюдаем – это скоротечность и ситуативность. Например: ребенка может взволновать услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, как отмечают психологи, необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.
Содержание патриотического воспитания детей в нашей группе раскрывается следующим образом:
- знакомство с семьёй, членами семьи, родственниками, родословной, семейными традициями;
- знакомство с детским садом, играми, игрушками, традициями;
- знакомство с городом, его историей, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой и двигательной деятельности;
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
Заключение
Нам педагогам необходимо не ограничиваться разовыми и разрозненными мероприятиями, а делать эту работу систематической, интересной и содержательной и строить ее в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Мы должны восхищаться тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через его детское восприятие начальные методы работы по нравственно-патриотического воспитания, они играют огромную роль в становлении личности патриота.