Иванова АнастасияИвановна
Организация досуга детей в каникулярное время в условиях социозащитного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Организация досуга детей в каникулярное время в условиях социозащитного учреждения»
В статье рассмотрена ключевая роль педагога с точки зрения современных подходов к организации досуга детей в каникулярное время в условиях социозащитного учреждения.
Автор: Муравьева А. А., педагог ДО, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Аннотация: в статье рассматривается проблема организации досуга воспитанников социозащитного учреждения детей в каникулярное время. Автор представил практические рекомендации для достижения организации полноценного досуга детей: обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности; досуговая деятельность должна быть совместной для детей и взрослых; детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.
Темочки:
Ключевые слова: социозащитное учреждение, каникулярное время, досуг, приют, воспитанник, педагог.
Для развития ребенка наиболее благоприятным является время каникул. В социозащитных учреждениях дети предоставлены сами себе, в результате чего каникулы проходят не полноценно. Чтобы этого избежать с воспитанниками проводят занятия квалифицированные педагоги и психологи. Во время каникул почти у каждого воспитанника можно создать успешную ситуацию, которая помогает ребенку сформировать высокую самооценку. Ведь именно успех помогает ему поверить в возможность преодоления различных трудностей и препятствий. Ребенок проявляет свою индивидуальность и неординарность, что способствует становлению здоровой психики и полноценному развитию. Досуг детей должен быть разнообразен. Важным является то, что воспитанники сами должны выбирать тот вид деятельности, который им нравится.
Для младших воспитанников огромную роль играет развитие психики. Для этого необходимо как можно больше разнообразить и увеличить количество предметов развивающих детскую психику. Большое значение имеют действия, выполняемые с водой, пластилином, бумагой, песком, различными фигурками, часами. Такие манипуляции (изображение предметов, изменение цвета и формы, пересыпание, переливание, соотнесение размеров и объемов предметов, определение времени, соединение отдельных частей в одну вещь и т. д.) помогают в формировании наглядно-образного представления ребенка о строении предметов, их форме, величине, объеме.
Очень важно развивать у воспитанников и воображение. Это можно сделать при помощи изображения предметов, лепки из пластилина или других материалов. Рисуя, ребенок создает в мыслях свой образ и пытается перенести его на бумагу. Еще одним распространенным способом является словесное творчество, когда ребенок дополняет какие-либо фразы или придумывает свои истории, сказки, стихи. Это позволяет развить не только воображение, но и вербальный интеллект ребенка. Такие занятия не должны строиться на копировании каких-либо предметов и историй, ребенок сам должен придумать что-то свое или внести изменения. Только так можно добиться результата, развить воображение, фантазию.
Во время проведения занятий воспитатели и педагоги должны быть предельно строги, дружелюбны, поощрять успехи каждого ребенка, стараться найти подход к каждому и заинтересовать его. Важно добиться того, чтобы ребенок сам хотел заниматься, развиваться. Так у ребенка возникнет желание посещать занятия, различные кружки и секции, он будет стараться показать свои знания и умения.
Очень часто педагоги социозащитного учреждения совершают грубую ошибку, используя то, что ребенок зависит от взрослого, его настроения, авторитета, для управления детьми и получением над ними полного контроля. При таком подходе, они часто не учитывают отрицательное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Воспитателям необходимо научить ребенка развиваться самостоятельно и автономно от взрослых. Дети зачастую не верят, что в условиях приюта каникулы можно провести не только интересно, но и с пользой. Чтобы это преодолеть, педагогам необходимо использовать анимацию и театрализацию. Во время таких занятий дети проигрывают разнообразные жизненные ситуации, учатся разбираться в них,проявляют инициативу и находчивость, ищут правильные пути решения той или иной проблемы и получают навыки ориентации в различных ситуациях, в том числе конфликтных и трудных. При помощи театрализации и анимации дети так же учатся общаться в коллективе, как с взрослыми, так и между собой. Занятия должны быть построены на основе реальных жизненных ситуаций, которые должны иметь несколько направлений и решений (это позволяет ребенку целостно овладеть какой-либо ситуацией). Во время таких мероприятий дети должны представить, какие они, их сверстники и другие люди будут совершать действия, и каким способом можно разрешить ситуацию. Такие ситуации лучше разыгрывать в театральной постановке, так дети лучше воспримут происходящее и будут вести себя раскрепощено. Во всех действиях, играх, постановках нужно стараться добиться того, чтобы дети могли научиться как можно реалистичнее представлять свое будущее, последствия каких-либо поступков для окружающих людей и для
себя, и уметь нести за это ответственность [2, с. 17-25] .
За время, проводимое с детьми, стоит обратить внимание на ряд факторов: дети не способны бытьсосредоточенными долгое время, они очень быстро утомляются, их трудно заинтересовать, у нихнедостаточно развиты навыки общения и выполнения совместных упражнений. Данные факторы определяют требования к организации досуга детей:
- занятия должны проводиться в малых группах;
- занятия должны быть не продолжительны и чередоваться с отдыхом;
- в течение дня должны проводиться разные занятия по содержанию.
Таким образом, для достижения организации полноценного досуга детей обязательно нужно
исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности. Досуговая
деятельность должна быть совместной для детей и взрослых. Детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.
Список использованной литературы:
1. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия /Под ред. В. С. Мухиной. – М. : Просвещение,
1999.- 345 с.
2. Зимина И. С., Кондратенко Е. В. Формирование готовности будущего педагога к организации каникулярной образовательной среды // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 335–343.