Галина Санникова
Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края
Введение.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.
Публикация «Организация детской деятельности в процессе ознакомления с культурой родного края» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Современные образовательные программы ориентируются не только на общечеловеческую культуру, но и на российские традиции.
Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко и др.
Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознанием ребенка самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина, восприятием детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формированием знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт).
практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность. Воспитание у детей дошкольного возраста патриотических чувств и любви к родному краю.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально.
Цель. Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
- Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаям, традициям.
- Использовать в данной деятельности все виды фольклора : игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
Предполагаемый результат:
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры родного края, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию именно в дошкольном возрасте подтверждают многочисленные педагогические и психологические исследования. Во-первых, психофизиологические особенности дошкольников создают благоприятные возможности для формирования основ моральных качеств в этом возрасте. Дети отличаются высокой восприимчивостью, легкой обучаемостью, что обусловлено пластичностью их нервной системы. Очень многое, что ребенок воспринимает, становится предметом его чувств, пристального внимания и подражания, осмысления.
К шести-семи годам при условии целенаправленного воспитания могут быть сформированы довольно устойчивые формы поведения, отношение к окружающему соответственно усвоенным моральным нормам и правилам.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Знакомясь с родным городом через разные виды детской деятельности, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В настоящее время существует большое разнообразие образовательных программ для детей дошкольного возраста.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой, «Детство» В. И. Логиновой и др., «Радуга» Дороновой Т. Н. и др., «Развитие» Венгера Л. А. и др. - предусматривают решение задач по патриотическому воспитанию дошкольников. Авторы программ предлагают вести работу по реализации таких задач как:
- приобщать детей к прошлому и настоящему своей страны, родного края;
- воспитывать чувство любви к своему родному городу, Родине;
- воспитывать у ребенка интерес и желание узнавать о стране, в которой живет, о жизни разных народов.
Во всех программах предлагаются различные средства и методы достижения этих задач: использование художественной литературы (фольклор, рассказы, наглядного материала различного характера, изобразительной и музыкальной деятельности, декоративно-прикладного искусства. Например, в программе «Радуга» рекомендуется посещать музеи, ходить на экскурсии, смотреть диафильмы о родном крае; в программе «Истоки» - использовать игры-театрализации, уделять внимание творческой деятельности детей (составлению планов и схем местности, где живут дети, работе детей по карте, приготовлению некоторых национальных блюд вместе со взрослыми, участию детей в народных праздниках); в программе «Детство» - использовать народные игры, музыку, танцы, устное народное творчество.
Содержание работы по патриотическому воспитанию в программах «Детство», «Радуга», «Истоки» предусмотрено с младшего возраста, построено в четкой логической последовательности по принципу от близкого к далекому:
- понятия «семья», «родственники», «детский сад»,
- ближайшее окружение: улица, двор, квартира,
- родная страна, обычаи и традиции русского народа, их культура и быт.
Проанализировав программно-методическое обеспечение по патриотическому воспитанию дошкольников на современном этапе, мы видим, что задачи патриотического воспитания ставятся во многих образовательных программах. Предусматриваются разнообразные средства и методы патриотического воспитания детей в различных видах деятельности, определена последовательность материала для более облегченного усвоения детьми, конкретно определяется содержание патриотического воспитания по возрастным группам, все задачи решаются в комплексе.
И. Рыбалова рекомендует учитывать следующие принципы организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников:
Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.
Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, к родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем: в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.
В. И. Слободчиков считает, что формированию личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, активному приобщению детей к социальной действительности, развитию его субъектности способствуют:
- развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего,
- осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, т. е. выбор самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охране природы,
- привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха,
- осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность,
- создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.).
Предметно-развивающая среда в группе пополняется следующим материалом, используемым детьми в свободной деятельности : картами города, района и Удмуртии (на которой отмечен наш город); макетами города (город в прошлом, город в настоящем); настольно-печатными, дидактическими играми; книгами, журналами, альбомами (из принесенных детьми старых фотографий, открытками, слайдами о Глазове; мини-музеем ( где расположили принесенные детьми из дома старинные вещи: посуду, предметы одежды, орудия труда); атрибутами к сюжетно-ролевым играм.
Перспективный план работы с детьми на год, предусматривающий систему следующих педагогических мероприятий:
- специально организованные занятия с детьми 1 раз в месяц,
- досуги - 1 раз в квартал,
- труд еженедельно,
- игры дидактические -1 раз в неделю,
- настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры - ежедневно,
- продуктивные виды деятельности – 1 раз в неделю,
- экскурсии - 1 раз в месяц.
Еженедельно:
- по понедельникам утром мы использовали такую форму работы как «Добрая мысль миру» (Цель – проявить заботу об окружающем и окружающих)
- по вторникам днем – «Диалог-размышление» (Цель – привлечь внимание детей к объектам, находящимся в неблагоприятном состоянии).
- по средам утром – «4 строчки наизусть» (цель – воспитание любви к городу, семье, людям, природе через художественное слово).
- по четвергам днем «Уроки наблюдений» (цель видеть изменения, происходящие в городе).
- по пятницам утром – «Открытие красоты» (цель- любование природой, делами людей и окружающими предметами)
1 раз в месяц - следующие формы работы с детьми:
- по понедельникам вечером – «Фантазирование» (город будущего; если бы я стал мэром города, волшебником, строителем и др.)
- по вторникам вечером – «Удивлялки» (говорили об истории города, интересных событиях, знаменитых людях, обсуждали газетную информацию).
- по средам вечером – «Добринки» (составляли заметки в газету об интересном или важном событии, поздравлении и др).
- по четвергам вечером – «Академия детских идей» (создавали макеты, планы, коллажи и др).
Цель этих форм работы – создание условий для отражения детьми полученных знаний и представлений в разнообразных видах детской деятельности.
Физическое развитие.
• Разучивание русских, татарских башкирских игр.
• Досуг: спортивный праздник «Олимпийские надежды» с привлечением родителей.
• Пальчиковые игры.
• Игры малой подвижности.
• Игры – забавы («Сорока – ворона» и др).
• Беседы о пользе народных блюд «Блюда народов Южного Урала».
Социально-коммуникативное развитие.
• Детские фольклорные и обрядовые праздники и развлечения: Осенины, Уныш Байрам, Рождество Христово, Колядки, Масленица, Сабантуй, Навруз Байрам, Ураза Байрам, Пасха, Веснянка. (Здесь же дети обучаются игре на национальных музыкальных инструментах, проводятся народные подвижные игры и затеи, детей знакомят с особенностями национальной кухни).
• Экскурсии по городу, в общественные места родного города : краеведческий музей, Школу искусств, детскую библиотеку, музей Боевой Славы.
• Ситуации общения, чтобы дети могли поделиться своими впечатлениями с окружающими людьми (дети выступали перед малышами, родителями, гостями,
• Встречи с гостями для беседы с детьми (родителей по знакомству с трудом взрослых; ветеранов Великой отечественной войны. При знакомстве детей с трудом взрослых выбирать объекты, которые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду и наиболее ярко раскрывают качества людей. В условиях города это может быть, например, труд строителя, металлурга и др. Знакомство детей с любой профессией дает возможность показать детям значение каждого вида труда для всех людей города.
• Встречи - общение детей с известными, знаменитыми людьми города (писательница - поэтесса Н. Пикулева.)
• Хозяйственно-бытовой труд по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и труд в природе
• Проект «Дом дружбы», где детей познакомят с играми, традициями, костюмами разных народов, живущих в нашем городе,
Речевое развитие.
• Чтение художественной литературы (Сказы П. Бажова, стихи Н. Пикулевой, Р. Дышаленковой и т. д.)
• Чтение и разучивание потешек, пословиц, закличек, загадок.
• Составление рассказов: об истории родного города (например, с опорой на названия улиц родного города,
• Тематические выставки в книжном уголке (к Дню города, к Дню Победы, «Писатели Южного Урала»)
• Вечер стихов, где взрослые и дети рассказывают стихи о природе Южного Урала, стихи поэтов родного края.
• Конкурс стихов к Дню Победы.
• Театральный кружок «Народная сказка».
Познавательное развитие.
• Тематические занятия. («История возникновения города», «Микрорайон, в котором мы живем», «Улицы нашего города», «Достопримечательности города Челябинска», «Места отдыха в Челябинске», «Труд взрослых», «Транспорт», «Памятники нашего города», «Они прославили наш город», «Герои-защитники Отечества», «Природа нашего края»)
• Беседы с детьми об Уральском крае, его символике, о родном городе.
• Дидактические игры «Старинное - нестаринное», «Чем мы похожи?», «Особенности быта», «Лавка сувениров».
• Музейной экспозиции, мини – музеи.
• Экспериментальная и исследовательская деятельность.
• Досуг: познавательная игра – викторина на тему «Мой город», КВН к Дню защитников Отечества, развлечение «Песни Победы»,
• Конструирование на темы «Мост через реку Миасс», «Наш двор», «Красивые здания города».
• Викторина «Знаешь ли ты родной край?».
• Дидактические игры по экологии. («Найди дерево», «Зимующие птицы нашего края» и т. п.)
• Рассматривание альбома «Светлая Пасха».
• Оформление альбомов “Достопримечательности моего города”, “Красная книга Южного Урала”, «Каслинское литьё», «Златоустовская гравюра», «Уральская роспись».
• Оформление дидактических игр по краеведению: «Собери картинку».
Художественно – эстетическое развитие.
• Тематическое рисование. («Праздничный город», «Дома на нашей улице», «Во дворе», «Наша армия», «День Победы»)
• Декоративное рисование.
• Изготовление коллажей, поделок, альбомов. (Коллективная аппликация ««Город будущего», «Машины едут по улице», «Игрушки разных народов»)
• Рассматривание изделий народного промысла и альбомов с образцами работ. Дети рассматривают образцы вышивки, кружевные изделия ручного плетения на коклюшках (ныртинские кружева, изделия из бисера, выполненные в традициях народного искусства; куклы в национальных костюмах, изготовленные ручным способом с применением традиционных видов вышивки, ткачества, аппликации, тканные ручные изделия, глиняную посуду, самовары, расписные прялки, ткацкий станок и другие экспонаты, открывающие особенности русского и татарского быта и творчества.
• Стенгазета «Где мы были и что видели».
• «Открытие красоты» (любование природой, делами людей и окружающими предметами – искусство окружает нас всюду)
• Прослушивание народной музыки.
• Игра на народных инструментах (на ложках, свистульках, губных гармошках и др.)
• Конкурс рисунков «Мое город».
• Рассматривание русских сарафанов, татарских и башкирских костюмов, альбомов с иллюстрациями народных костюмов.
• Лепка «Животные и птицы Южного Урала».
Создание условий для самостоятельного выбора детьми вида деятельности : творческой игры, составления рассказов, изготовления поделок, сочинения загадок, аппликации, лепки, рисования, трудовой деятельности и и др.
Сюжетно - ролевая игра.
Сюжетно-ролевая игра способствует воспитанию нравственных чувств. Она обеспечивает такие переживания, которые в жизни еще ребенку недоступны. Именно в игре дети впервые могут пережить чувство гордости от совершения хороших поступков, для других людей. В игре находят свое отражение такие чувства поощряемые взрослыми как милосердие, сострадание, любовь к ближнему, родному дому, городу.
В процессе игры на доступных и понятных детям моделях домов, зданий, улиц, машин дети знакомятся со следующим содержанием тем, помогающим формировать представления о родном городе :
- "Где я живу"
Познакомить детей с родным городом, его названием, объектами, ближайшего окружения.
- "Дом городской и деревенский"
Познакомить детей с укладом жизни в городе и деревне; дать представление о предметах быта и их назначением.
- "Моя улица"
Знакомить детей с родным городом, с видами транспорта; развивать коммуникативные умения.
Игровые ситуации со строительным материалом «Сделаем дорогу для машин», «Построим дом для кукол деревенский и городской», «Вот какая улица!», «Построим дом для домашних животных» проигрывались в группе как во время тематических недель «Мой город», так и в течение года в совместной деятельности с воспитателем.
Экскурсии
Знакомство с городом начинается с ближайших улиц. Во второй младшей группе надо показывать и объяснять, что все дома расположены на определенных улицах. Улицы — длинные, а дома стоят разные и высокие многоэтажные и низкие одноэтажные. Детский сад находится на одной улице, а дома, в которых живут дети, могут быть на другой улице. У каждой улице есть свое название, а у каждого дома — свой номер. Чтобы не заблудиться, нужно запомнить название своей улицы, номер своего дома и номер своей квартиры
Музейная экспозиция.
Б. А. Столяров определил принципы работы на музейной экспозиции при знакомстве старших дошкольников с родным краем (с учетом возрастных особенностей детей) :
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными конкретными, вызывающими интерес.
Виноградова Н. Ф., Маханева М. Д., Рыбалова И., Алешина Н. В., Коломийченко Л. В. раскрывают, какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети.
4-5-летний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад, уметь рассказать об объектах, которые расположены на ближайших улицах (школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., об их назначении. Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет, знакомят с народными промыслами края, народными умельцами.
При отборе конкретного содержания следует учитывать то, что оно должно:
- нести доступную информацию;
- вызывать эмоциональные чувства, отношения;
- побуждать к деятельности, поступкам.
Надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.
Воспитать действенную любовь к близким людям, к малой родине, к России возможно только совместными усилиями детского сада и семьи.
Хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Хозяйственно-бытовой труд по благоустройству и наведению порядка на территории детского сада и труд в природе. Дети вместе со взрослыми готовят кормушки для птиц, подкармливают зимующих птиц, после снегопада расчищают дорожки, подсыпают свежий корм; окапывают снегом корни кустов и деревьев, стряхивают снег с веток после сильного снегопада, чтобы они не сломались под тяжестью снега, ухаживают за комнатными растениями с учетом времени года, вместе со взрослыми развешивают скворечники, убирают перегнившую листву, летом высаживают растения на клумбу, собирают плоды и семена растений для корма птицам, укрывают на зиму многолетние растения опавшими листьями.