Виктория Федорова
Беседа «Неизведанная Удмуртия»
▼ Скачать + Заказать документы
«Неизведанная Удмуртия»
Аннотация: в статье рассматриваются идеи знакомства детей дошкольного возраста с культурой и бытом северных удмуртов. По мнению автора, важно формировать представления ребенка об истории и культуре Малой Родины.
Ключевые слова: Удмуртия, праздники, обычаи, быт, знакомство, дошкольники.
Публикация «Беседа „Неизведанная Удмуртия“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Удмуртия, мой край
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2022
Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей. С раннего детства ребенок живет в своей национальной среде, где культурные ценности и нравственные ориентиры заложены в культуре народа. Удмурты говорят : «Не научившись любить свой народ, не сможешь уважать людей других наций, их язык».
Низкий уровень знаний дошкольников о родном крае – актуальная проблема, так как привлечение детей к удмуртской культуре дает нам надежду на то, что самобытность удмуртов не будет забыта в будущем. Но национальное высыхает, исчезает, если нет знаний о языке, национальных песен, забыты обряды. Так и в нашем детском саду есть дети из удмуртских семей и сотрудники – удмурты по национальности, но все они являются русскоговорящими. Там где забывается родной язык – уходят в лету обычаи и традиции народа. А так как мы живем в Удмуртии, мы хотим, чтобы наши дети знали не только историю и культуру Малой Родины, но при этом осознавали, понимали и активно участвовали в возрождении забытых праздников удмуртов с их обрядами, песнями, танцами, играми и национальными блюдами.
Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении. При выборе регионального компонета мы остановились на программе А. М. Комаровой «Мы в Удмуртии живет». Так пришла идея о разработке проекта, направленном на популяризацию удмуртской культуры среди дошкольников и их родителей посредством участия детей в национальных праздниках, обычаях, изучения удмуртского фольклора северной зоны: сказок, песен, декоративно-прикладного искусства, удмуртской кухни.
Как известно, одним из препятствий на пути реализации проекта, являются затруднения, которые испытывают педагоги в преподнесении детям знаний узкоспецифического содержания, связанного с особенностями удмуртского народа. По этой причине с педагогическим коллективом детского сада были проведены консультации, семинары - практикумы, мастер – классы, направленные на повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах удмуртской культуры. Так, педагоги изучили историю Удмуртии, её символику, культуру и быт северных удмуртов. В методическом кабинете был собран материал по краеведению: методическая и художественная литература (стихи, рассказы, сказки, тематические альбомы, аудио- и видеофильмы, конспекты образовательной деятельности с детьми.
Для реализации нашего проекта с помощью педагогов и родителей был создан мини – музей «Мы в Удмуртии живём». С помощью мини – музея дети знакомились с народными традициями северных удмуртов. Так же изучали искусство этих народов, жилище, знакомились с особенностями национального костюма, обращая внимание на элементы его орнамента. Развивали представление об Удмуртии как части России.
Так же дошкольники знакомились с удмуртскими народными играми, национальными плясками, народными песнями. Приобщая детей к музыкальной культуре мы знакомились с творческими портретами композиторов Удмуртии : П. И. Чайковский, Ю. В. Болденков, Е. В. Копысова и др., пополняя предметную среду музыкальными инструментами и дидактическими играми.
Кроме того дети нашего детского сада знают национальную кухню. В наше меня включены удмуртские национальные блюда, такие как «Перепечи», «Жуко милыым», «Зырет», «Нугыли», «Кожыпог», «Табань» и др.
Особую значимость имеют интерактивные экскурсии по культурным ценностям Удмуртской Республики : памятники природы, парки, заказники.
Взаимодействую со специалистами культурно – туристических парков «Донды Дор», «Лукоморье» дети узнают как готовят удмуртские блюда «Перепечи», «Табани», играют с удмуртскими сказочными героями.
Ежегодно ребята участвуют в Республиканском детском фестивале «Пичи Чеберайёс но Батыръёс» («Маленькие красавицы и богатыри»)
Опираясь на знания, полученные в изучении культуры Удмуртии, мы ввели в нашем детском саду традицию о ежегодном проведении национальных праздников «Гырон быдтон», «Вой дыр», «Гербер», «Йо Кеян», «Вожодыр»
Мы считаем, что проведенная в данном дошкольном учреждении работа поможет сохранить и развить народные традиции, привить детям уважение к коренному населению и любовь к родному краю, а значит, и любовь к Родине. Использование регионального компонента в образовательном процессе дошкольного учреждения позволяет ввести детей в многообразный окружающий мир, раскрывает региональные особенности и традиции удмуртов, благотворно влияет на духовно – нравственное формирование личности.