Папки-передвижки

Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края

Белкова Светлана
Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края

Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих ныне людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Все мы знаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов и промышленных выбросов.

Публикация «Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края» размещена в разделах

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире.

В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям, формируются основы экологической культуры. Основным содержанием экологического воспитания и образования является формирование осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

На прогулке внимательно следит, как ветер раскачивает ветки деревьев, провожает взглядом летящую в небе птицу. У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине. Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям, своему дому, природе, окружающей его.

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).

Сухомлинский писал, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Цель данной работы:

– формирование у детей предпосылок экологического сознания, приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего его мира природы : научить ребенка понимать, как вести себя в мире природы, правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, показать ему, что сам человек является частью природы.

Приступая к ознакомлению детей с природой родного края, я ставила перед собой следующие задачи:

1) Сформировать представления о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

2) Дать понимание того, что любой объект живой природы существует только до тех пор, пока для этого есть необходимые условия, нарушение которых ведёт к его гибели и исчезновению.

3) Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т. д.)

4) Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы

(собирает грибы и ягоды, охотится на диких животных, наслаждается красотой природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

5) Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу, и друг без друга просто не могут существовать.

6) Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т. е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Я думаю, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. При ознакомлении детей с природой я основное внимание уделила ознакомлению детей с природой именно родного края. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

На многие тысячи километров раскинулась Русская равнина. Сеченовский район – это небольшая часть Русской равнины, он занимает на ней почти центральное положение, находясь примерно в равном удалении от ее окраин. Теплый Стан (ныне Сеченово) – одно из древнейших русских поселений Присурья. Раскинулось оно по обоим берегам тихоструйной степной речки Медянки, несущей свои воды в Суру.

Природа и ландшафт Присурского края, формировались в течение длительного времени. Наступившее около 100 тысяч лет назад на Земле похолодание привело к образованию ледника, который покрыл огромные земные пространства. Оледенение охватило и всю северную половину Русской равнины. Восточная граница двигающегося с севера-запада ледника проходила по Суре. Таким образом, своей восточной окраинной частью ледник покрыл и территорию нашего края. Не менее десяти тысячелетий прошло с тех времен, когда растаяли последние льды на Русской равнине, все теплее становился климат.

Леса, непроходимые и дикие, покрывали в далеком прошлом территорию нынешнего Сеченовского района. По левобережью Суры на обширных пространствах располагались крупные лесные массивы с преобладанием лиственных пород – дуба, клена, ясеня, орешника, липы, вяза, березы, осины. В лесных дебрях обитало множество разнообразных зверей. Это было настоящее царство животного и пернатого мира.

Обживание земель русскими началось с вырубки лесов, отвоевывания площадей под земледелие. Процесс этот был длительный. Уничтожение лесных массивов привело к обмелению рек и речушек, к изменению географического ландшафта. Появилось много оврагов и балок. В результате местность в наших краях стала степной и унылой.

На территории района широко развита овражно-балочная и речная сети. Овраги большей частью развивающиеся, с растущими вершинами. Борта оврагов и склоны рек отвесные, с интенсивно формирующимися по ним промоинами, оплывинами и оползнями. На территории Сеченовского района имеются месторождения и проявления кирпичных и керамзитовых суглинков и глин, песка отощителя, горючих сланцев и питьевых подземных вод. Кроме того, на территории района находится месторождение минеральной воды. Сеченовский район относится к малолесистым районам, леса занимают лишь 1,6% общей площади территории района.

Наиболее крупными реками Сеченовского района являются Сура и Пьяна, при этом на территории района находится исток р. Пьяны (близ д. Новая Назаровка). Кроме того, протекают реки Медяна, Малая Медяна, Медянка, Яндова, Вачка, Пьянка, множество ручьев.

Среди рек особенно примечательна Пьяна, единственная в своем роде река, описывающая почти совсем замкнутую дугу. Пьяна (левый приток Суры) - такое название получила за чрезвычайно извилистое русло, по которому она направляется то вперед, то вбок, то назад и "шатается, мотается во все стороны, ровно хмельная баба, и, пройдя верст пятьсот закрутасами да изворотами, подбегает к своему истоку и чуть не возле него в Суру выливается. Ни у одной такой по величине реки верховья и низовья не находятся так близко как у Пьяны - всего в трех десятках километров.

Протяжённость 436 км, расстояние от устья до истока около 65 км. Очень извилиста, судоходна в низовьях.

Ширина реки в верхнем течении 10-25, в среднем и нижнем 40-50, иногда до 90 м. Глубина не больше 2-3, а на отдельных плёсах до 6-7 м. Берега реки высокие — до 5-7 м, иногда очень крутые и обрывистые. Левый склон долины сильно изрезан короткими глубокими оврагами. В верхнем и среднем течении в долине много карстовых воронок и провалов на склонах и в пойме. Пойма большая, двусторонняя, открытая, преимущественно луговая. Русло Пьяны, особенно в нижнем течении, неразветвлённое с малым количеством островов и большим количеством водорослей. Притоки: Вадок, Ежать, Чека, Анда, Сердемь, Келя, Кетарша, Пица, Пары, Раужа.

Границей на востоке района является река Сура. Она берет своё начало в Ульяновской области, близ деревни Сурки, из ключей, вытекающих с юго-западного склона гор. Правый берег Суры, до впадения в неё реки Барыша, горист, затем высоты переходят на левую сторону, которая и сохраняет такой характер на всем остальном протяжении реки. Как берега, так и дно реки почти везде состоят из песчано-глинистой почвы, и только местами пролегают крепкие известковые кряжи. Непрочность берегов Суры отчасти укрепляется растущими по ним лесами, но всё-таки ежегодно быстрое течение реки сильно размывает их и заставляет изменять направление ложа. Важнейшими притоками Суры являются реки Барыш, Алатырь и Пьяна.

Сеченовский район находится в Восточном Предволжье, на юго-восточной границе Нижегородской области. Территорию ранее занимали в основном степные ландшафты. Водораздельные дубравы представляли собой острова, окруженные серебряными волнами цветущих ковылей. Здесь в Кочетовской степи жили последние в Нижегородской области дрофы и стрепеты. Степь за тысячелетия своего существования создала богатство русского чернозема. Сегодня Сеченовский район – один из наиболее освоенных: основную часть его площади занимают пашни. Леса и степи сохранились лишь в виде крошечных фрагментов. Лесистость района составляет лишь 2% к общей площади.

В Сеченовском районе преобладают чернозёмы оподзоленные и выщелочные, изрезанные в пологих впадинах оврагами. В черноземах на глубине наблюдается скопление карбонатных веществ, поэтому эти почвы не надо известковать, как подзолистые почвы, чтобы повысить их плодородие. Однако черноземные тоже необходимо удобрять, так как в связи с их интенсивным сельскохозяйственным использованием содержание перегноя в поверхностном слое, как показали исследования, постепенно уменьшается. Все черноземные земли южных районов области распаханы, всюду, насколько хватает глаз, расстилаются слегка волнистые поля, занятые пшеницей и другими культурами. Только местами по склонам холмов произрастают типичные обитатели степей: ковыль, перекати-поле, васильки, белоголовый клевер, шалфей и другие травы.

Единственный памятник природы, сохраняющий остаток последней водораздельной дубравы района, занимает 0,06 % его площади. Местоположение: от районного центра с. Сеченово на юго-запад 19 км. Памятник природы представляет собой участок высоковозрастной дубравы разнотравно-снытевой. Древостой здесь образован дубом, липой, местами встречаются клён платановидный, осина, берёза, ясень. В разновозрастном подросте встречаются липа, клён, ясень, местами - осина. В подлеске преобладает лещина, встречаются черёмуха, бересклет бородавчатый, жимолость лесная, малина. В травостое чаще всего преобладает сныть обыкновенная, на отдельных участках – осока волосистая, встречаются пролесник многолетний, медуница неясная, копытень европейский, ясменник душистый, яснотка крапчатая, вороний глаз. В сырых тенистых оврагах – заросли таволги вязолистной и крапивы, желтыми цветками выделяются лютик ползучий и недотрога обыкновенная. А у опушки встречаются южные виды: чемерица Лобеля и пиретрум щитковый.

Кто из вас бывал на берегах светлой Суры? – писал М. Ю. Лермонтов. – Кто из вас смотрел в ее волны, бедные воспоминаниями, богатые природным, собственным блеском!».

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, я определила

задачи этой работы:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе;

- знакомить с лекарственными растениями Сеченовского округа;

Формы и методы знакомства детей с родным краем :

наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов,

практические (игра, труд, опыты,

словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

Я решила, что буду использовать все методы и приемы, но наиболее эффективным, доступным и интересным является наблюдения за объектами природы в естественных условиях, а также экскурсии и прогулки.

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года. Заранее продумываю цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, провожу предварительную беседу с детьми.

Свои впечатления дети отражают в рисунках, составляют описательные рассказы об увиденном. Во время экскурсий на прудик мы с детьми наблюдали пробуждение жизни в пруду: появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек.

Познакомившись с названиями луговых цветов, дети стали рассматривать их строение, сравнивали с другими цветами, находили сходства и различия между ними.

Для закрепления полученных знаний проводила дидактические игры: «Цветы», «Букеты», «Летающие бабочки», «Найди такой же». В процессе беседы с детьми подошли к выводу, что цветы необходимы насекомым для сбора нектара. Прогулки я использовала также с целью знакомства и наблюдения за бабочками, стрекозами, жуками и другими насекомыми, следили на какие цветы они садятся, рассматривали. Наблюдая за бабочками, дети узнали, что каждая бабочка садится на определённый цветок. Синие бабочки – на васильки, фиолетовые – на цветки вики. Я объясняла детям, что так бабочки прячутся от врагов и что по этим цветам они узнают, где находится сладкий сок – нектар. Рассматривая божью коровку дети отметили у неё маленькую чёрную головку, черные лапки, красные крылья: красные с белыми или черными пятнышками. Я объясняла, что капельки жидкости желтого цвета, которую выделяет жучок, считают молочком, поэтому он и называется «коровкой». А яркая окраска, словно вывеска, извещает: «Не тронь меня, очень невкусно!». Так как наблюдения являются одним из основных методов ознакомления детей с природой, то наблюдали мы систематически во время прогулок и экскурсий, на участке детского сада и в группе за растениями и животными. С наступлением весны на прогулках дети стали замечать пробуждение природы. Наблюдая за мать-и-мачехой, дети удивлялись, почему у нее нет листьев, их интересовало, будут ли листья? Одна девочка сказала: «Как же так, цветок цветет, а листьев нет?». Я объяснила, что мать-и-мачеха весной очень рано зацветает и гораздо позднее у не появляются листья, что листья не такие как у других растений. Одна сторона листа теплая, нежная, будто мать, другая холодная, словно недобрая мачеха. Из этих листьев делают лекарство от кашля. Кроме наблюдений за животными, мы наблюдали погоду, учились отмечать ее изменения. Наблюдения за природой велись не только со всей группой, но и с отдельными детьми, которые вначале мало интересовались нашими наблюдениями. На прогулках я старалась идти рядом с ними и обращала их внимание на красный цветок, дерево, белые облака, плывущие по небу. Постепенно дети научились более внимательно приглядываться к окружающему. Много разнообразных впечатлений дали детям прогулки экскурсии в парк. Здесь они собирали любовались цветами, уточняли свои знания о деревьях и кустарниках.

Я рассказывала детям, что деревья посадили люди, которые много поработали. Они ухаживали за деревьями и позаботились о том, чтобы здесь было красиво и можно было хорошо отдыхать, что зеленые насаждения нужно беречь. Дети были внимательны во время таких бесед и стали бережнее обращаться с зелеными насаждениями. Постепенно развивалась наблюдательность, интерес и любовь к родной природе, к людям, ее охраняющим. Прогулки проводились и для сбора природного материала : шишек, желудей, древесных грибов, мха, лишайника. Мы собирали материал для гербария деревьев. Дети выбирали красивые ветки с листьями, ягодами, шишками. И в каждом дереве они находили что-то новое, по-своему красивое. С природным материалом проводились игры: «Подбери оттенок», «Путаница», «Каждому своя шапочка». Эти игры устраивались и для развлечения и для знакомства со свойствами материала.

Вначале осени мы приступаем к заготовке корма зимующим птицам. На прогулке собираем ягоды калины, рябины, семена сорных трав (лебеды, репейника, подорожника). Все сушим и раскладываем в баночки, мешочки. Организуем с детьми наблюдения за посетителями кормушек. Положили в кормушку ягоды рябины - прилетели снегири, развесили на ветках кусочки сала - привлекли внимание синиц.

Развитие устной речи - одна из важнейших задач в работе с детьми.

Я заметила, что дети лучше и более связанно рассказывают о том, что они слышали из уст взрослых. Рассказать же о том, видит или видел он сам, ребенок затрудняется, так как нужно самому найти словесную форму, чтобы выразить свою мысль.

Понимая важность для детей формирования собственной речи, я поставила перед собой такие задачи:

1. Научить детей наблюдать и рассказывать о том, что они видели.

2. Обогащать словарный запас детей на основе знакомства с родным краем и развивать умение использовать в речи образные слова и выражения.

3. Уточнять имеющиеся у детей знания о предметах и явлениях.

4. Развивать умение пользоваться новыми словами и выражениями в разговоре и рассказывании.

В процессе наблюдения я старалась своими вопросами направлять внимание детей на рассматривание наиболее характерного, на сравнение предметов и явлений, стремилась обогатить их словарный запас, чтобы они могли рассказать о том, что видели. Слова, которые дети слышат от воспитателя во время наблюдений, прочно входят в их словарь.

Большое значение придаю привитию детям навыка внимательно выслушивать других, быть сдержанным в разговоре. Эти навыки особенно ценны при переходе детей в школу. Отбор и систематизацию знаний детей о природе я провожу с учетом возрастных умственных возможностей детей. Я предлагала детям некоторое время наблюдать самостоятельно и прислушивалась к их разговорам. Это помогло мне узнать, что интересует детей больше, что они знают о природе. Выяснила, что представления детей ограничены и пришла к выводу, что нужно было дать детям новые, яркие преставления, связать их со словом. Каждое наблюдаемое с детьми явление (дождь, гроза и т. д.) я стараюсь сопровождать песней, стихотворением, загадками, поговорками.

При рассматривании клумбы, дети с большим вниманием слушают легенды, которые я им рассказываю.

- Смотришь на анютины глазки, а они как будто смотрят на тебя. Есть предание, что анютины глазки - это девушка, обращенная в цветок за излишнее любопытство к чужой жизни и подглядывание. А в нарцисс боги превратили юношу, который целыми днями любовался и гордился собой.

Эти рассказы вызвали большой интерес к наблюдению, повысили активность детей. Они стали более заинтересованно рассматривать растения, оживилась их речь.

Закрепление и активизацию новых слов я провожу с помощью словесных дидактических игр. Дети любят следующую игру. Я называю слово, а к нему они придумывают несколько слов. Дидактические игры: «У кого детки с этой ветки?», «С какого дерева листок?», «Раз, два, три - к березе беги», «Определи по коре, по листку», «Узнай на вкус» - закрепляем названия деревьев, плодов. Словесные игры: «Что летает, бегает, прыгает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно», «Что растет в родном краю?

Большую роль в закреплении представлений о природе играет картина. Через картины, изображающие пейзаж, я приучаю детей видеть красоту родной природы. Имея запас необходимых знаний, они с удовольствием придумывают рассказы по картине. Мы составляем вместе с детьми книжки рассказов о животных, цветах, иллюстрируем их.

Я считаю, что важным средством обогащения словарного запаса детей является чтение художественной литературы. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания у ребят познавательного интереса, наблюдательности, помогает формировать эстетическое отношение ребенка к природе, любить

Каждое занятие, беседу, наблюдение, прогулку я сопровождаю чтением стихотворений о природе русских и советских поэтов. Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность детской речи.

Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания (нарисовать, придумать рассказ, понаблюдать, выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы.

Я советовала родителям больше быть на природе, подробно отвечать на детские вопросы, рассматривать, играть. Регулярно оформляю уголок для родителей, где помещаю советы родителям. Родители принимали активное участие в праздниках, вечерах развлечения.

В дальнейшем планирую продолжать свою работу в следующих направлениях:

- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного края;

- продолжать сотрудничество с музеем;

- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;

- пополнять свои наработки новыми материалами и новой литературой.

В результате проделанной работы я отмечаю, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Дети стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Речь детей стала более связной. Последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение.

Я проводила диагностирование знаний детей и выяснила, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю.

Опыт показал, как важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Полученные в процессе моей работы педагогический опыт и положительные результаты экологического образования и воспитания дошкольников, приводят к мысли: если я научила ребят замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, и тем самым пробудила их интерес к огромному миру природы, то можно считать поставленную задачу выполненной. И я уверена, что мои дошколята, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края
Опубликовано: 26 марта 2025 в 13:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления дошкольников с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Белкова Светлана (УИ 2264875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 апреля 2025 четверг
День морских и речных животных!

Купить готовые материалы по экологии: конспекты, проекты, беседы, картинки дидактических игр и наглядный материал для проведения занятий по экологии.
Изучаем луну!
Что мы знаем о телефоне?
04 апреля 2025 пятница
Его величество — морковь!
Добрый доктор Айболит витамины есть велит!
Играем с камешками Марблс!
Праздник декоративных крыс!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД