Татьяна Шахарова
Консультация «Учим ребенка ухаживать за растениями»
Статья на тему: «Учим ребенка ухаживать за растениями».
Научить ребенка любить природу не так сложно. Достаточно принести в дом какое-нибудь живое существо. Если нет возможности завести животное, ребенок может ухаживать за цветами.
Детская комната – место, где ребенок делает уроки, играет в любимые игры, отдыхает, спит, то есть физически и психологически развивается. Вот почему так важно предоставить ему все возможности для формирования позитивных навыков и умений. Любовь к живым существам – одно из важнейших качеств, определяющих гармоничную, ответственную, гуманную личность. Чтобы научить детей уважать любые формы проявления жизни, стоит начать с растений.
Публикация «Консультация „Учим ребенка ухаживать за растениями“» размещена в разделах
Главное – показать ребенку, что ухаживать за живыми существами очень интересно и увлекательно, и когда он вырастет, то наверняка будет бережно относиться ко всем проявлениям жизни.
Начиная с этапа уверенного хождения, в 2—3 года, ребёнку можно доверить уход за растениями. Покажите, как поливать цветок, протирать или опрыскивать листья. Когда ребёнок ухаживает за растениями, у него формируется чувство ответственности и эстетический вкус, развивается мелкая и крупная моторика.
Губку, лейку и опрыскиватель держите недалеко от растений, в доступном для малыша месте. Так у него появится дополнительный стимул для самостоятельных действий.
Чтобы не пострадали обои или пол, оборудуйте для цветка специальное место. Можно застелить плёнкой или поставить в глубокий поддон, в зависимости от того, к чему наблюдается склонность — поливать по 10 раз в день, или брызгать.
Вы, наверное, ни один раз видели, как дети часто обижают растения – ломают ветки деревьев, рвут и топчут цветы или просто забывают заботиться о них. А ведь в этом виноваты, прежде всего, мы, взрослые, потому что воспитание любви к природе начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за всё живое на земле.
Изначально в детях живёт потенциал любви ко всему живому. Но мы должны помочь ему в этом, направить в правильное русло.
А вот чтобы ребенок берег природу, он должен сначала полюбить ее. Но если он не проявляет никакого интереса к растениям, не отдает должного внимания красоте, то ничего кроме безразличия не получается. Поэтому, чтобы дети смогли полюбить природу, нужно познакомить ребенка с природой – можно вместе делать подделки, разукрашивать и рисовать разные растения, дома рекомендуется заниматься выращиванием цветов.
При общении с растениями обогащается кругозор детей, они получают представление о богатстве мира природы. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, речь. Ознакомление с комнатными растениями дает возможность наглядно показать детям дошкольного возраста закономерности, существующие в мире растений, связи, зависимости организма и окружающей среды. Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое.
Дети должны знать названия двух-трех растений, называть их части: цветок, лист. Знать основные растительные группы : дерево, трава. Уметь рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков (один или несколько, их цвет, запах, листьев (большие или маленькие, широкие или узкие, их окраску). Находить в группе растений одинаковые. Знать, что за растениями надо ухаживать — поливать, протирать листья.
Что дети должны делать по уходу за растениями. Поливать растения под руководством воспитателя, уметь правильно держать лейку, лить воду осторожно и аккуратно, протирать широкие плотные листья влажной тряпочкой.
Кроме индивидуальных форм работы, следует проводить дидактические игры с подгруппами детей, используя живые растения и их изображения.
Дидактические игры, в ознакомлении дошкольников с природой имеют особое значение. Дети учатся рассуждать, делать выводы, при этом развивают свою память, внимание и произвольное восприятие. При решении игровой задачи воспитатель часто объяснять свои действия, а это способствует развитию речи.
В каждом детском саду есть уголок природы, где обязательные обитатели уголка являются – комнатные растения. Комнатные растения из уголка природы удобно использовать в играх. Большинство растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут, привлекая внимание детей. Комнатные растения в природном уголке размещают так, чтобы дошкольники хорошо видели отличительные признаки каждого предмета (окраску, форму, величину) и все детали при проведении дидактической игры.
Последовательность проведения игр дается с постепенным усложнением дидактических задач. Для детей разного возраста рекомендуется проводить одни и те же игры в разных вариантах. Они усложняются за счет увеличения количества растений, более разнообразных правил и игровых действий.
Проводя дидактические игры с дошкольниками надо учитывать возрастной уровень знаний детей, т. к. намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение.
Конструирование «Цветок в горшке».
Дидактическая игра «С какого растения листок?
Дидактическое упражнение «Разложи цветы»
Дидактическая игра «Подбери блюдца к цветочным горшкам»
Игра с пуговицами «Цветок в красивом горшке»
Пальчиковое рисование «Цветы в горшке»
Дидактическая игра «Подбери лейку»
Дидактическая игра «Колючки для кактуса».
При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.
Можно предложить малышу повторить действие, толь ко что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.
Всегда следует помнить о цели привлечения внимания детей к комнатным растениям - это не только ознакомление, но и воспитание бережного отношения к ним. Всегда проявляйте искреннюю заботу о растениях, ведь они живые, тревогу за состояние растения, если оно заболело, и никогда не допускайте гибели растения. Ведь полученный ребенком нравственный опыт намного важнее определенного количества представлений о природе.