Александра Тимирбаева
Пути формирования представления старших дошкольников о здоровом образе жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – это решающий возраст в формировании фундамента физического и психического здоровья. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. Именно поэтому важно на этом этапе сформировать у детей основу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осмысленную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Публикация «Пути формирования представления старших дошкольников о здоровом образе жизни» размещена в разделах
В настоящее время описан опыт развития здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Марков, Е. И. Подольская, А. Г. Сухарев и др., опыт воспитания необходимых знаний, умений и навыков у детей в образовательной организации ЗОЖ (С. Н. Агаджанова, С. Я. Козлова, И. М. Новикова и др., опыт формирования здоровья (В. А. Деркунская, Т. С. Овчиннкова и др., однако некоторые методические вопросы применительно к детям старшего дошкольного возраста остаются нерешенными.
Под здоровым образом жизни понимают совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней [Фрумина, 2021].
Под формированием здорового образа жизни мы понимаем формирование осознанного отношения к своему здоровью; формирование мотивационной среды гигиенического поведения; формирование и повышение уровня культуры питания; развитие интереса к физическим упражнениям и занятиям спортом.
Согласно высказываний С. Я. Козловой, нужно побудить детей задуматься о работе своего организма, понимать его сложное устройство, осознавать значение правильного питания, личной гигиены, активного образа жизни [Козлова, 2019].
Задачами сохранения и укрепления здоровья у детей старшего дошкольного возраста являются следующие:
- способствование становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;
- способствование наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.
Формирование представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста будет более результативным, если реализовать следующие педагогические условия:
1. Организация взаимодействия ДОО и семьи по вопросам формирования представлений о ЗОЖ у детей.
2. Реализация современных здоровьесберегающих технологий.
Содержание работы с родителями реализовывают через разнообразные нетрадиционные формы организации общения с родителями:
информационно – аналитические формы организации общения с родителями;
досуговые формы организации общения с родителями;
познавательные формы организации общения с родителями;
наглядно-информационные формы организации общения [Овчинникова, 2017].
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую базу здоровьесберегающей педагогики, как комплекс форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [Андрющенко, 2021].
В работе с детьми старшего дошкольного возраста применяют следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании : медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОО.
Используемые в комплексе современные здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на ЗОЖ. Только здоровый дошкольник с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистично настроен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Использование современныхздоровьесберегающих технологий залог успешного развития всех сфер личности ребенка, всех ее свойств и качеств.
Список литературы
1. Андрющенко, Е. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Е. В. Андрющенко [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL : ipk74.ru/virtualCab/Consultation/Zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-ou, свободный (дата обращения : 22.12.2021).
2. Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т. С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2017. – 176 с.
3. Фрумина, Н. А. Формирование основ здорового образа жизни / Н. А. Фрумина [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL : https://elibrary.ru/, свободный (дата обращения : 12.11.202