Ольга Соловьева
Консультация «Проблемы психологии памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему:
«Проблемы психологии памяти».
Воспитатель: Соловьева О. А.
Важнейшая роль понимания в запоминании общеизвестна. «Трудно запомнить то, что недостаточно понятно».
В психологической литературе не раз выдвигалось утверждение, что дети младшего возраста запоминают механически. В самом деле, потребность в осмыслении того, что заучивается, весьма велика. С ней мы встречаемся при запоминании не только осмысленного, но и бессмысленного материала, заучивание которого поэтому далеко не всегда протекает механически. В ряде случаев оно включает в себя те или иные моменты.
Публикация «Консультация „Проблемы психологии памяти“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие памяти. Консультации
- Темочки
Ясно, что детям такие условия даются с большим трудом и меньшим успехом, чем взрослым. Поэтому разница между заучиванием бессмысленного и осмысленного материала у них должна быть опять-таки более резкой, чем в зрелые годы.
Рассмотрим сначала случаи, когда дети воспринимают непонятный для них, но объективно осмысленный материал. В этих случаях они часто прекрасно знают, что такой материал в действительности имеет вполне определённый смысл, хотя бы пока ещё и скрытый от них, неизвестный им. Это обстоятельство весьма важно, так ка тот факт, что ребёнок понимает, что за непонятным для него материалом скрывается какой то неизвестный ещё ему смысл, делает иногда это непонятное особенно значимым для ребёнка, привлекает к нему повышенное внимание, будет любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать даже не вольно, незаметно, несмотря на полную понятность того что запоминается.
То, что такие слова или выражения, будучи ещё совсем непонятными ребёнку, сохраняются у него в памяти достаточно прочно, причём, несмотря на казалось бы неблагоприятные условия для их запоминания (однократное восприятие, объясняется именно тем, что ребёнок сознает, что это слово или выражение имеет какой то определённый смысл интересующий ребёнка.
Следует отметить что легкость запоминания бессмысленного материала, наблюдаемая иногда у детей, отнюдь не является своеобразной возрастной особенностью памяти ребёнка.
Различие в легкости запоминания материала вполне может быть объяснено действием причин, заложенных не в самой памяти. Оно вовсе не говорит, что заучивание этого материала само по себе доступнее детям. Единственное что можно утверждать по поводу этого различия, это то, что в жизни у детей чаще, чем у взрослых бессмысленный материал вызывает некоторое особое отношение к себе, значительно повышающие продуктивность его запоминание.
Всё это никак не означает, что ребёнок не понимает того, что воспроизводится буквально. Понимание у него может быть вполне правильным, совершенно достаточным, но средств, необходимых для того что бы выразить по своему то, что понятно им, передать его в какой-то иной форме, отличной от оригинала, у него может не быть.
О механическом запоминании в этих случаях говорить не приходиться. Источник буквальности здесь совершенно иной- ограничение речевых возможностей ребёнка, ещё недостаточное владении им активной речью. Поэтому естественно, что по мере роста этих возможностей, потребность в буквальном запоминании непрерывно уменьшается. Ребёнок всё больше переходит к изложению своими словами.
И так, попытка выводить механичность запоминания из её буквальности должна быть так же отвергнута, как и все прочие попытки доказать повышенный уровень механического заучивании у детей.
Список литературы:
1. Еникеев М. И. Общая и социальная психология : Учебник/М. И. Еникеев –М. Норма НИЦ ИНФРА-М., 2013-640с.
2. Немов Р. С. Общая психология В 3-х т. т. 3 Психология личности : Учебник/ Р. С. Немов – М. : Юрайт, 2012-739с.
3. Рамендик Д. Д. Общая психология и психологический практикум/Д. М. Рамендик. –М. : Форум, 2013- 304с.