Ольга Столярова
Консультация «Праздник с человеческим лицом»
▼ Скачать + Заказать документы
О некоторых формах детской публичности
В условиях традиционной садовской жизни выступления детей на праздниках являются подчас основной разменной монетой в отношениях с родителями: «Вот мы какие! Вот чему научились!» Поэтому детей начинают готовить к праздникам с того момента, как они переступают порог детского сада. Эта традиция вызывает некоторые сомнения. Во-первых, не все малыши способны выдержать прессинг публичности. Они путаются в словах, ковыряют в носу, задирают до подбородка подол платья или просто пускаются в рев. Во-вторых, даже если детки выдрессированы хорошо, подобная декламация стихов «с табуретки под елкой» похожа скорее на цирковое зрелище, чем на театральное событие.
Публикация «Консультация „Праздник с человеческим лицом“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Праздники. Консультации для родителей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Но детский сад не цирк, а ребенок – не обезьянка. Он человек. Просто маленький. Зачем же над ним потешаться? Смешным малыш становится тогда, когда его специально «драпируют» под взрослого: одевают одежду взрослого покроя, заставляют двигаться, подражая взрослым, имитировать взрослые манеры… Эффект очень точно рассчитан. Но не предполагает уважения к ребенку.
С детьми постарше на утренниках дело обстоит еще хуже. Не все они способны удовлетворить концертным требованиям музыкального руководителя, не все послушны и прилежны на занятиях. Поэтому детская группа практически сразу делится на ограниченное количество «солистов» и «массовку». В солисты попадают три-четыре старательные девочки и один бойкий мальчик с хорошей дикцией и громким голосом. А в массовку все остальные. «Массовка», как правило, представлена одинаковыми юбочками или колпачками. Худенькие и стройные – в первой линии. Толстые и неуклюжие – во второй. Это не адресаты праздника и не его герои. Это фон. Хорошо ли ребенку чувствовать себя фоном? Никакими льстивыми словами этого чувства не победить. Да и родители «массовки» даже в случае удачно прошедшего праздника (никто не перепутал слова, ведущий говорили громко, Дед Мороз не опоздал, подарков всем хватило) испытывают разочарование: опять главные роли у Тани и Пети! Всегда все лучшее – одним и тем же. Надоело на чужих детей смотреть! Где справедливость?
Что можно сказать, подводя итог подобному празднеству? Оно, как правило, оказывается совсем не тем действом, которое возвышает ребенка, вселяет оптимизм в родителя и наполняет профессиональной гордостью педагога. Просто потому, что праздник организован без учета психологии родительского восприятия.
А ведь главная задача праздника – разорвать паутину обыденности, внести в жизнь яркие впечатления, новые эмоции. Отсюда – нарядная одежда, непривычное убранство помещения. Праздник ценен своим переживанием. Причем таким переживанием, которое можно разделить: со своим ребенком, с родителями других детей, с педагогом. Сила и полнота переживания во много зависит от активности участников. Это относится не только к детям, но и к родителям. А также – к членам администрации.
Что такое «зритель» на празднике в детском саду, какова его роль, каковы функции? Это очень важные вопросы. Изначально праздник существовал как коллективное действо, нацеленное на порождение общего переживания. Малыши переживают «начало» своей личной истории. И, возможно, им не нужны зрители в привычном смысле слова. Это еще один пункт «психологических основ» праздника в детском саду. В результате мы получили праздник – импровизацию с установкой на активное участие взрослых.
Но как, же быть с «отчетностью»? Как продемонстрировать взыскательным «заказчикам образовательных услуг», что дети за три месяца выучили около десятка стихотворений? И песни – то с ними распевали! И в бубны били, и на дудках играли! Эта задача решается сама собой. Чем меньше о ней думать, тем лучше выходит решение. Ведь главная задача праздника – в полноте переживания необычного события. На это и должно быть направлены все усилия организаторов.
Формы праздников определяются возрастом и составом детей, их «стажем» посещения группы, проблемами малышей и родителей.
Они могут быть, к примеру, вот такими.
КОНЦЕРТ - ИМПРОВИЗАЦИЯ
Эта форма хороша для малышей, для детей, недавно поступивших в детский сад, а также для родителей, только постигающих науку общения с воспитателями и другими специалистами детского сада. Задача концерта – показать не только то, чему дети уже научились, но и то, как их учат. Главный акцент ставится на том, что педагогическое радение распространяется на всех детей. При этом всем детям дозволено двигаться в своем темпе, но исключительно по направлению к вершинам Олимпа. И что родители тоже могут на эту горку забраться и там немного посидеть, поболтать ножками. Это исключительно полезно для их ребенка.
Исходя из задач, нужно продумать пространство праздника. Сразу отметаем большое помещение. Нам нужно создать интимную, доверительную обстановку. Пустое пространство зала будет мешать. Особенно если это зал проходной. Размеры помещения не должны подавлять ребенка и, что очень важно, не должны заставлять его напрягать голос. Даже если малыш захочет говорить шепотом, его должно быть хорошо слышно.
Помещение с размером с групповую комнату здесь наиболее уместно. Украшаем его. Удачно вплетаем в общий дизайн работы детей – так, чтобы обязательно был представлен каждый ребенок. Затем продумываем организацию праздничного пространства.
Жесткое деление аудитории на зрителей и исполнителей для нашего праздника не годится. Предполагается, что в ходе праздника роли участников будут меняться. Расставляем стулья полукругом в два-три ряда. Первый ряд – для детей. Остальные – для взрослых. Все стульчики развернуты к месту, где будет располагаться музыкант. Круг определяет сценическую площадку. Первый критерий ее пригодности для предстоящего концерта – уютность. Стулья в каждом ряду должны быть расставлены с интервалами: пять-шесть стульчиков – интервал. Интервалы – это проходы к «сцене».
В назначенный час «хозяева» встречают гостей. Даже если родители и дети приходят на праздник вместе, имеет смысл инсценировать гостевой прием: собрать всех детей, попросить взрослых выйти за дверь, а потом разыграть все «по правилам». Родители заходят и садятся. Можно дать «волшебный» музыкальный сигнал. Дети занимают места в первом ряду. Теперь малыши ощущают за спиной присутствие домашних.
Но праздник – не во имя родителей. Праздник – во имя детей.
Педагог обращается к ним со вступительным словом. Дальше возможны элементы театрализации: обрывающаяся мелодия, стук в дверь, неизвестные звуки, появление неожиданного гостя в костюм (характер гостя диктуется временем года и привязкой праздника). Этот гость что-нибудь поет, заводит разговоры с детьми, нахваливает все вокруг, удивляется количеству взрослых. Тут возможны всякие «глупости».
Гость знакомится с детьми и их родителями, пытаясь всех запомнить. Но начинается путаница. Гость путает всех мам и пап, кто где, кто чей. И так устает от умственных упражнений, что усаживается рядом с чьей-нибудь бабушкой и требует «единственного утешения» в жизни – песен или стихов.
Педагог советуется с детьми, что бы спеть гостю. Пусть дети выберут песню. И хорошо, если это будет песня с движениями.
Гостю песня нравится. Но ему не нравится, что поют только дети. Пусть «мамы-папы» тоже хлопают и топают. Но «мамы-папы» не могут сразу все запомнить. Их можно понять: дети тоже не за один день выучили песню. Может, кто-то из детей встанет, повернется к родителям и будет показывать нужные движения?
Это очень ответственный момент. Реально детям предлагается выйти на сцену и выступить в роли ведущих. Если гость вел себя психологически грамотно и сумел своей болтовней, ужимками и шутками детей раскрепостить, один-два застрельщика обязательно найдутся. Чем больше их будет, тем лучше. Можно даже им предложить самостоятельно выбрать нужную дистанцию перед «зрительным залом». Взрослые включаются в исполнение песни.
Это должно быть заразительно. Если педагог почувствовал, что среди сидящих детей кто-то тоже сильно захотел оказаться в роли ведущих, песню можно повторить еще раз. Чтобы не было однообразия, можно добавить к хлопкам и топотушкам еще и музыкальные инструменты. Родителей в оркестровую деятельность включать обязательно.
Повторение не должно быть нудным. Нужно добиться нарастания коллективно эмоции – за счет усложнения задачи, за счет роста количества исполнителей.
Точно по такому же сценарию читаются стихи. Тексты не должны быть знакомы родителям. Исключаются ситуации, когда дети читают стихи, которые заучивали дома с помощью мамы или бабушки. Педагог должен позволить детям выбирать стихи для декламации. Вполне естественно спросить: «Хочет ли кто-нибудь рассказать какое-нибудь стихотворение?» Если желающих не найдется (чего просто не может быть, педагог должен сказать: «Я знаю стихотворение, которое понравится бабушкам. Я сейчас произнесу первую строчку беззвучно. Попробуйте догадаться по губам, что это за слова».
Дети догадываются. Таким образом, дети могут «угадать» все стихотворения. Здесь возможны варианты. Например, педагог приглашает в середину «сцены» группу помощников, которая устраивается лицом к зрителям и «озвучивает» текст. Можно передать право рассказать стихотворение до конца тому, кто первый верно угадал слова и т. п.
Можно тут же устроить маленькое состязание между мини-командами на отгадывание-озвучивание стихов.
Главное, чтобы строчки звучали, а дети чувствовали себя включенными в игру.
Если вспомнили одно-два стихотворения, за остальными дело не станет. Не обязательно читать стихотворения в одиночку. Есть дети, которые знают много стихов. Но для них трудно выйти в центр круга на всеобщее обозрение. Они чувствуют себя неуверенно. Так пусть им помогут более смелые и решительные дети. Пусть они возьмутся за руки и, раскачивая этими руками в такт словам, расскажут стихотворения хором. И будет просто замечательно, если к ним присоединятся и другие дети. И никому из родителей не будет скучно. Ведь каждый из них пришел на праздник к своему ребенку.
Стихи и музыкальные номера можно чередовать. Маленькая сцена не позволит очень активно танцевать – особенно массовые танцы. Но продемонстрировать некоторые танцевальные движения вполне можно. А если дети разойдутся, пусть попляшут «кто во что горазд». Главное, чтобы родители при этом не бездельничали, тоже танцевали «сидя».
Ну, а закончится такой концерт должен вручением подарков. Если праздник посвящается мамам и бабушкам, им вручаются подарки – самоделки. Если это коллективный день рождения, подарки получают именинники. Но каждый малыш должен уйти с концерта, получив на память об этом дне памятную вещицу – сувенир или радость. Это обязательно.
ПРАЗДНИК ИГРЫ
Концерт – импровизация предполагает включение родителей в некоторое подобие сценической деятельности. Но оно осторожное. Оно не предполагает выступления родителей на середине, их сольных плясок или пения. Родители призваны играть роль того самого «фона», из которого мы пробуем исключить детей. Для родителей, в отличие от малышей, эта роль имеет совершенно другое значение. Во-первых, она позволяет им выйти из абсолютно пассивного состояния. Во-вторых, не требует чего-то экстраординарного, что могло бы вызывать у взрослых чувство стеснения. В-третьи, родители чувствуют, что своими действиями поддерживают детей, помогают им быть активными. Главная цель – единение в эмоциональном переживании – достигается. Но это лишь первая ступенька.
Следующая ступень, предполагающая равноценную активность, достигается участием в совместных играх.
«Игре все возрасты покорны», но если игру правильно «завести». Если она учитывает запросы взрослых и может быть эстетичной в их исполнении. Неправильно заставлять родителей паясничать. И нельзя бесконечно вынуждать, особенно отчаянных пап, купаться лицом в муке, отыскивая в блюдце ломти яблока. Это доставляет удовольствие весьма ограниченному контингенту родителей.
Праздник совместных игр для детей и взрослых – это форма для уже устоявшегося детско-взрослого сообщества. Он хорош для детей пяти-шести и старше лет. И устраивать его надо так, чтобы весело было не только маленьким, но и большим.
Среди сценариев, которые пользуются особой популярностью у педагогов, часто встречаются тексты с названием «Посиделки». К сожалению, от посиделок там только название. Содержание же сводится к обычной концертной программе с вкраплением не совсем уместных для праздника просветительских рассказов из жизни старины. Если мы действительно хотим устроить посиделки, то должны воспроизводить дух, а не букву. Не рассказывать, а показывать, давать почувствовать. Настоящие посиделки исключают зрителей. Если аудитория как-то и может делиться, то на мужскую и женскую половины.
Условно мы можем назвать посиделками любой праздник, на котором предполагаем много играть и устраивать состязания между мужскими и женскими командами. Точно так же мы можем называть его «хороводным праздником».
В чем заключается подготовка к такому действу? Первое, в разучивании игр с детьми и с взрослыми. Дети учатся, играя: в группе, на прогулке, на музыкальном занятии. Затем педагог сообщает им, что в один прекрасный день у них будет праздник встречи весны (проводов зимы, сбора урожая и т. п.). На этот праздник приглашаются все-все родные и друзья детей. По старой традиции на таких праздниках поют, закликают весну (как вариант, водят хороводы и играют в игры.
Мамам и папам о празднике тоже сообщают и просят их два вечера посвятить тому, чтобы выучить игры. Лучше, чтобы, а таких «разминочных вечерах» было не очень много детей – четыре-пять человек – и чтобы взрослые поиграли в полную силу. Хорошо, если они научатся двум-трем абсолютно новым играм или новым вариантам знакомых игр. Существует несколько вариантов беспроигрышных хороводов, различного рода «догонялок» и игровых переплясов, которые очень нравятся взрослым.
Структура праздников такова. Все приходят нарядными в большое помещение. Начинаться праздник может с театрализованной заставки. Что-то там, на сцене красивое происходит на фоне деревенского интерьера. А потом оттуда раздается призыв:
- Ой, вы девицы-красавицы! В светлу горенку собирайтесь!
И тут все – девочки, мамы, бабушки, - вооружившись спицами и клубочками, поднимаются на сцену, рассаживаются в художественном беспорядке, вяжут, мотают клубки, поют что-то грустное. Все для себя, для себя. потому что впереди важное событие, о котором все знают. Но при этом делают вид, что даже не догадываются. Какое событие? Приход мужчин в гости. Мужчины – мальчики, папы, дедушки – во врем песни в зал не входят, а «подслушивают» и «подглядывают». Зато потом громко стучат в дверь и заходят в «горницу» (в большой зал) со своей бытовой песней, которая всех должна настроить на новый лад. Среди них – ведущий, который зазывает «красных девиц» поиграть. А мальчики ему вторят, потому что слова многократно повторены, но в других условиях, в другой игре. А потом девочки и мамы спускаются со сцены и начинается чередование игр. Нужно знать много игр. Нужно правильно выстроить их последовательность – буйные, речевые, лирические, - чтобы действие все время пульсировало, разворачивалось. Чтобы была игра кульминационная и заключительный хоровод. Тем, кт немного знаком с режиссурой, это должно быть известно.
Когда водят хороводы, кругов должно быть два: детский – с педагогом и парой помощников – и взрослый. Дети приглашают детей, взрослые выбирают взрослых в пару. Когда играют в «ловишки», круг может быть и один. Папы должны бегать друг за другом в полную мощь: за мамами – пританцовывая, за детьми – на одной ножке. А когда, к примеру, плетень заплетают, можно и четыре «ветви» выстроить: из девочек, из мальчиков, из мам и из пап. А можно – одну взрослую и две детских. Показатель успешности такого праздника – сияющие лица…взрослых. Если взрослые разыгрались, они создадут то самое игровое поле, в котором дети будут просто купаться. Потому что зрелище играющих, как дети, родителей обладает заразительным эффектом.
Родители в нашей жизни мало играют с детьми. Некогда, негде, да и не умеют. И если вы предоставили им такую возможность – предоставили грамотно, искусно, красиво (это обязательно, это самый большой
подарок семье, который может сделать педагог.
ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ СПЕКТАКЛИ
Детско-взрослые мни – спектакли – это продукт творчества семье или нескольких семей. К примеру, один из детей очень хочет сделать свой вертеп. Сыну в этом помогает папа: сооружает сценический «ящик», помогает отладить механизм смены декораций, сделать фонограмму. Задача педагога – устроить презентацию спектакля: помочь с пригласительными билетами, с афишей, с местом и временем. Так, чтобы спектакль стал событием коллективной жизни.
Такие примеры невероятно заразительны. Глядишь, и к Масленице по образцу вертепа готов спектакль «Колобок». На этот раз силами мамы и дочки.
Дальше надо только чуть толкнуть этот ком. И вот уже две или три семьи трудятся над пьесой С. Маршака «Теремок». А в перспективе уже высвечивается фестиваль семейных спектаклей.
Тут, правда, есть одна опасность. Не все родители «проснутся» в нужном педагогу направлении. Не всем это позволит семейные обстоятельства. Поэтому, если театральная деятельность принимает формы восторженной эпидемии, нужно, вовремя подхватить малышей, оказавшихся «сиротами» в театральной гонке: найти им место в какой-нибудь труппе или объединить в спектакле, который они будут ставить вместе с педагогами. Чтобы бойцы детской армии не терялись во время воодушевленного исполнения песни «Яблочко». Чтобы за суетой создания новых форм не забылся тот, ради которого затевались все эти великие дела, ребенок.