Светлана Елисеева
Использование ИКТ в условиях ДОУ как фактор успешной реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
С. Л. Елисеева, Л. В. Якимова,
воспитатели МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 414
Использование ИКТ в условиях ДОУ, как фактор успешной реализации ФГОС
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
Темочки:
Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации ФГОС дошкольного образования. И мы, воспитатели, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводниками в мир новых технологий.
Если компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет почти двадцатилетнюю историю, то в детском саду компьютер до сих пор не превратился в хорошо освоенный инструмент педагогов. Также до сих пор отсутствуют:
- методика использования информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в образовательном процессе,
- систематизация компьютерных развивающих программ,
- единые программно-методические требования к компьютерным занятиям.
На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.
Основная идея внедрения информационных технологий заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей.
Как показала практика внедрения информационно-компьютерных технологий в ДОУ, для реализации поставленных задач нам необходимо было научиться пользоваться не только компьютером и компьютерным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Определили для себя, что использование информационно-компьютерных технологий может помочь нам:
- в подборе иллюстративного материала к совместной организованной деятельности с детьми и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
- в подборе дополнительного познавательного материала;
- в обмене опытом, знакомстве с наработками других педагогов;
- в оформлении групповой документации, отчётов (компьютер позволит не писать их каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить изменения);
- в создании презентаций в программе Рower Рoint;
- в создании интерактивных обучающих игровых заданий и упражнений.
Кроме того, при создании единой базы игровых, методических и демонстрационных материалов у нас появится больше свободного времени.
В нашем детском саду имеется следующее оборудование, которое можно использовать при работе с информационно-компьютерными технологиями:
-мультимедийный проектор, ноутбуки, МФУ,
-магнитофоны, видео и фотокамера,
-интерактивная доска, интерактивная приставка EIKI Interaktive Kit,
-обучающий планшет для детей старшего дошкольного возраста,
-программное обеспечение для создания творческих работ в области робототехники и использования мультстудии в рамках «STEM – образования» для дошкольников.
Свои навыки по использованию информационно-компьютерных технологий мы применяем в работе с детьми, родителями, коллегами, в методической, экспериментальной, инновационной деятельности.
Прежде всего, хотим сказать, что не используем непосредственную работу детей на ПК, так как считаем, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Для нас гораздо важнее работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников, в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных игр и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.
Спектр использования ИК технологий в образовательном процессе достаточно широк. Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».
Помимо создания и использования презентаций очень эффективно используем ресурсы Интернета. Это стало возможным, благодаря оборудованному методическому кабинету, в котором имеются компьютер с выходом в Интернет и роутер, благодаря которому можно пользоваться интернет информацией прямо в группе.
Из интернет-ресурсов мы воспользовались презентациями по правилам дорожного движения, пожарной безопасности, при ознакомлении детей с явлениями природы, климатическими зонами стран и другие; знакомила детей с государственными и народными праздниками. На данный момент разработана и апробирована технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса. В нашей мультимедийной копилке собрано большое количество презентаций: «Кладовая Урала», «Мир сказов Бажова», «Знакомство с произведениями Мамина-Сибиряка», «Декоративное искусство Урала» и другие.
В рамках реализации проектной деятельности нами созданы презентации: «Зимующие птицы Урала», «Животный и растительный мир Австралии», «Этот загадочный космос», «Я помню, я горжусь…», «Путешествие в мир часов». В последнее время вместе с детьми старшего возраста работаем над проектом «Создание мультфильмов по сказкам», где персонажей дети самостоятельно лепят из пластилина, а потом их озвучивают. Это очень увлекательное и познавательное занятие для детей.
Совместно с воспитателями других групп приобретена мультимедиатека по многим направлениям образовательной деятельности, собрана видеотека образовательных мультипликационных фильмов, а также видео-уроки для детей.
Использование мультимедийных презентаций позволило сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывало у ребенка живой интерес, явилось прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствовало хорошей результативности занятия. Особенно интересны занятия с использованием интерактивной доски или приставки, где дети самостоятельно могут передвигать предметы с использованием специальной указки.
Собственный опыт работы с детьми показывает: если ребёнок понимает новый материал, осознаёт, что ему нужно сделать и как, он всегда активен, проявляет большое желание исполнить задание и стремится продолжить работу в этом направлении. Именно от этого ребёнок получает удовольствие. Переживание ситуации успеха очень важно для его дальнейшего развития и является трамплином для преодоления процесса познания.
Кроме того, информационно-компьютерные технологии можно использовать на любом этапе совместной организованной деятельности:
- в начале для обозначения темы с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию;
- как сопровождение объяснения педагога (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.);
- как информационно-обучающее пособие;
- для контроля усвоения материала детьми.
Нами были разработаны, апробированы и внедрены в образовательный процесс компьютерные игры с применением анимации по развитию речи детей и подготовке к обучению грамоте: «Дорожка для гнома», «Выйди на полянку», «На дне морском», «Посади на лепесток», «Определи место звука в слове», «Рассади зверей по вагонам», «Звуковой анализ слова», «Ты подсказку прочитай и рассказ нам составляй» и другие. В индивидуальной работе использую также обучающий планшет для подготовки руки к письму, при изучении букв и чтении.
Стараемся активно использовать информационно-компьютерные технологии при проведении для родителей консультаций, семинаров, практикумов. Это вызывает у них живой интерес и позволяет увидеть деятельность ребенка непосредственно в режимных моментах, совместной деятельности, помогают лучше осознать причины трудностей, обменяться мнением и поделиться своим опытом в той или иной области. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к педагогам, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах. Стало уже традицией дарить выпускникам на память фильмы о незабываемых днях, проведенных в детском саду, сделанные нами в программе Windows Live Movie Maker (Виндовс Лайф киностудия).
Стараемся постоянно повышать свою ИКТ-компетентность, сейчас это стало возможно через электронные Интернет-ресурсы. Для ведения обстоятельных обсуждений педагогических тем с коллегами и консультации со специалистами, активно пользуемся форумами в сетевых педагогических сообществах. Созданы сайты воспитателя в социальной сети работников образования, где можно обмениваться педагогическим опытом с коллегами, являемся активными дистанционными слушателями различных вебинаров, онлайн-форумов, участниками публикаций в электронных библиотеках, а также конкурсов и олимпиад различного уровня.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.