Наталья Юминова
Опыт работы по патриотическому воспитанию на теме Великой Отечественной войны
Опыт работы по патриотическому воспитанию на теме Великой Отечественной войны
Мужеству посвящается.
Помнить можно только то, о чем знаешь.
Если детям рассказать о войне,
То им будет, что помнить.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера, но последние 20 лет патриотическое воспитание не уделялось должного внимания, что дало целое поколение «Иванов, не помнящих родства».
Публикация «Опыт работы по патриотическому воспитанию на теме Великой Отечественной войны» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Нередко в современных семьях подобные вопросы не считаются важными. Современные дети не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом. День защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.
Как ответ на данную проблему в 2001 году была принята государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ставит задачу «…. по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»
Педагогам необходимо серьезно задуматься, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, стремление приумножить ее достояние, готовности к ее защите. Социально значимой темой для текущего года является 75-летие Победы в ВОВ. Тема войны близка и понятна детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Погружение в тему войны наиболее эффективно через проектную деятельность, которая объединит педагогов, родителей и детей. Выход на проект возможен через «модель четырех вопросов» : «Что знаем о Великой ОВ?», «Чего не знаем?», «Что хотели бы узнать?», «Где и как можем узнать?»
Ответом на эти вопросы стали презентации видеоклипы по темам…
Результатом работы по реализации проекта «Мужеству посвящается» стало создание музея-панорамы «Дорогами войны», по которому можно проследить Великую Отечественную войну от начала до конца. В доступной форме познакомить детей с битвой за Москву, главнокомандующим Жуковым Г. К., подвигом Афанасия Чумова и водружением красного знамени на Рейхстаг.
Более близка для ребят становится история войны, если она связана с их малой Родиной, т. е. местом, где они родились и живут. Для наших воспитанников это город Киселевск. Визуальное представление местонахождения Киселевска и линии фронта на физической карте России подвели ребят к выводу : «Боев в Киселевске не было. А как же он жил в военные годы?»
В семьях воспитанников началась поисковая работа : дети знакомились с хранящимися дома орденами, медалями, фотографиями военных лет, узнавали, за что они получены. В ходе работы собрали интересный материал о г. Киселевске в 40-е годы, который оформили в журнал семейного чтения с фотографиями, где была размещена информация о подвигах наших земляков, в честь которых названы улицы, завод, о жителях нашего города, работавших на заводах, в госпитале, на шахтах, помогавших своим трудом фронту. Беря домой этот журнал, родители сами знакомились с его содержанием и рассказывали детям. А потом, гуляя по родному городу, показывали, где расположены были эвакогоспитали: это «белая» больница, здание треста. Рассмотрели мемориальные доски, которые разместили на этих зданиях уже в мирное время. Посетить завод им. И. Черных. Неоценима роль семьи в приближении ребенка к достопримечательностям родного города. Задача педагога заключается в том, чтобы показать родителям значимость этих экскурсий в воспитании детей.
В городе есть памятники, посвященные Великой Отечественной войне, которые отражают причастность наших земляков к этому историческому событию и являются его историко-культурным наследием. Одним из этапов проекта стала экскурсия к памятнику павшим воинам-киселевчанам «Мужеству посвящается». Дети нашего поселка вырастают, гуляя в парке расположенном у памятника. Площадь становится местом встреч, прогулок, игры. Перед педагогами стояла задача помочь детям другими глазами посмотреть на это особое место. Необходимо было донести до каждого ребенка чувство исторической сопричастности к идее монумента «Мужеству посвящается» и надписи на нем «У храбрых нет смерти, есть бессмертие». Было подчеркнуто, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Памятник – это место памяти и оно требует от человека соответствующего поведения. Результатом экскурсии стало то, что ребята не только сами изменили свое поведение, но и другим стали напоминать, что уместно, а что неуместно на площади Победы.
Особое место отводится е пониманию ребенком того, что наш народ победил потому, что любил свою Отчизну и был защитником и освободителем. «Наше дело правое - мы победим!» - эта уверенность давала силы противостоять сильнейшей армии того времени. Данная истина помогает ребенку осознать себя потомком людей сильных духом, которыми он может гордиться и стремиться подражать, что отразилось на играх детей. Одними из полюбившихся сюжетно-ролевых игр стали «Военный госпиталь», «Разведчики». Эти игры были обогащены изготовлением медалей бесстрашным разведчикам и выносливым мед. сестрам. Дети с удовольствием награждали друг друга, и стремились быть ловкими, мужественными, выносливыми.
Результатом реализации проекта «Мужеству посвящается» является то, что дети умеют отличить защитника от захватчика, фашиста от немца. Гордятся тем, что они являются потомками народа-победителя. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается, но заложенное в этот период не останется бесплодным, если поддерживать этот огонек любви к родному Отечеству в семье и образовательной организации.