Наталья Юминова
Опыт работы по патриотическому воспитанию на теме Великой Отечественной войны
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по патриотическому воспитанию на теме Великой Отечественной войны
Мужеству посвящается.
Помнить можно только то, о чем знаешь.
Если детям рассказать о войне,
То им будет, что помнить.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера, но последние 20 лет патриотическое воспитание не уделялось должного внимания, что дало целое поколение «Иванов, не помнящих родства».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы, 9 мая
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Нередко в современных семьях подобные вопросы не считаются важными. Современные дети не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом. День защитника Отечества не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.
Как ответ на данную проблему в 2001 году была принята государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», которая ставит задачу «…. по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины»
Педагогам необходимо серьезно задуматься, как возродить потерявшую в последние годы актуальность работу по формированию патриотических чувств детей, которые выражаются в соответствующих поступках и поведении – уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, в стремлении быть похожими на них.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у детей любви к своей Родине, стремление приумножить ее достояние, готовности к ее защите. Социально значимой темой для текущего года является 75-летие Победы в ВОВ. Тема войны близка и понятна детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Погружение в тему войны наиболее эффективно через проектную деятельность, которая объединит педагогов, родителей и детей. Выход на проект возможен через «модель четырех вопросов» : «Что знаем о Великой ОВ?», «Чего не знаем?», «Что хотели бы узнать?», «Где и как можем узнать?»
Ответом на эти вопросы стали презентации видеоклипы по темам…
Результатом работы по реализации проекта «Мужеству посвящается» стало создание музея-панорамы «Дорогами войны», по которому можно проследить Великую Отечественную войну от начала до конца. В доступной форме познакомить детей с битвой за Москву, главнокомандующим Жуковым Г. К., подвигом Афанасия Чумова и водружением красного знамени на Рейхстаг.
Более близка для ребят становится история войны, если она связана с их малой Родиной, т. е. местом, где они родились и живут. Для наших воспитанников это город Киселевск. Визуальное представление местонахождения Киселевска и линии фронта на физической карте России подвели ребят к выводу : «Боев в Киселевске не было. А как же он жил в военные годы?»
В семьях воспитанников началась поисковая работа : дети знакомились с хранящимися дома орденами, медалями, фотографиями военных лет, узнавали, за что они получены. В ходе работы собрали интересный материал о г. Киселевске в 40-е годы, который оформили в журнал семейного чтения с фотографиями, где была размещена информация о подвигах наших земляков, в честь которых названы улицы, завод, о жителях нашего города, работавших на заводах, в госпитале, на шахтах, помогавших своим трудом фронту. Беря домой этот журнал, родители сами знакомились с его содержанием и рассказывали детям. А потом, гуляя по родному городу, показывали, где расположены были эвакогоспитали: это «белая» больница, здание треста. Рассмотрели мемориальные доски, которые разместили на этих зданиях уже в мирное время. Посетить завод им. И. Черных. Неоценима роль семьи в приближении ребенка к достопримечательностям родного города. Задача педагога заключается в том, чтобы показать родителям значимость этих экскурсий в воспитании детей.
В городе есть памятники, посвященные Великой Отечественной войне, которые отражают причастность наших земляков к этому историческому событию и являются его историко-культурным наследием. Одним из этапов проекта стала экскурсия к памятнику павшим воинам-киселевчанам «Мужеству посвящается». Дети нашего поселка вырастают, гуляя в парке расположенном у памятника. Площадь становится местом встреч, прогулок, игры. Перед педагогами стояла задача помочь детям другими глазами посмотреть на это особое место. Необходимо было донести до каждого ребенка чувство исторической сопричастности к идее монумента «Мужеству посвящается» и надписи на нем «У храбрых нет смерти, есть бессмертие». Было подчеркнуто, что Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Памятник – это место памяти и оно требует от человека соответствующего поведения. Результатом экскурсии стало то, что ребята не только сами изменили свое поведение, но и другим стали напоминать, что уместно, а что неуместно на площади Победы.
Особое место отводится е пониманию ребенком того, что наш народ победил потому, что любил свою Отчизну и был защитником и освободителем. «Наше дело правое - мы победим!» - эта уверенность давала силы противостоять сильнейшей армии того времени. Данная истина помогает ребенку осознать себя потомком людей сильных духом, которыми он может гордиться и стремиться подражать, что отразилось на играх детей. Одними из полюбившихся сюжетно-ролевых игр стали «Военный госпиталь», «Разведчики». Эти игры были обогащены изготовлением медалей бесстрашным разведчикам и выносливым мед. сестрам. Дети с удовольствием награждали друг друга, и стремились быть ловкими, мужественными, выносливыми.
Результатом реализации проекта «Мужеству посвящается» является то, что дети умеют отличить защитника от захватчика, фашиста от немца. Гордятся тем, что они являются потомками народа-победителя. Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается, но заложенное в этот период не останется бесплодным, если поддерживать этот огонек любви к родному Отечеству в семье и образовательной организации.