Наталья Подворчанская
Игровые технологии — эффективный способ формирования навыков речевого этикета у дошкольников
▼ Скачать
«Игровые технологии – эффективный способ формирования навыков речевого этикета у дошкольников»
Аннотация: Настоящая статья затрагивает актуальность проблему коммуникативного развития дошкольников, а именно проблему формирования речевого этикета. Для этого автор предлагает использовать возможности игровых технологий, приводя конкретные примеры из личного опыта.
Ключевые слова: речевой этикет, игровые технологии.
Публикация «Игровые технологии — эффективный способ формирования навыков речевого этикета у дошкольников» размещена в разделах
Социальный заказ общества требует от педагогов ДОО воспитание детей, способных самостоятельно добывать знания и готовых к применению их на практике. Озадаченные эти требованием, педагоги стремятся найти новое содержание, формы, методы и средства обучения, способные обеспечить всестороннее развитие личности ребенка.
Рассмотрим подробнее проблему коммуникативного развития воспитанников. Задача воспитателя - сформировать у ребенка следующие умения и навыки : отвечать на вопросы, самостоятельно задавать их, поддерживать беседу, проявлять инициативу высказать свое мнение по тому или иному вопросу, сотрудничать, устанавливать со сверстниками доверительные отношения, вежливо вести спор.
Конечно, не любое общение с ребенком приводит к успешному результату. Важно организовать его в соответствии с нравственными принципами. С одной стороны, мы воспитываем у детей внимание к окружающим людям, а с другой — сообщаем ему необходимые знания о культуре речевого общения. Период дошкольного детства самый благоприятный для овладения ребенком речевым этикетом.
Говоря о понятии «речевой этикет», мы предполагаем овладение правилами речевого поведения, определяющими взаимоотношения между говорящими. Среди них: знакомство, обращение, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, отказ, согласие, извинение, сочувствие, жалоба, неодобрение, благодарность, поздравление, прощание и др.
Формирование навыков речевого этикета — важная часть целенаправленной работы по развитию речи воспитанников. В его основу ложится обогащение речи детей фразами, без которых невозможно представить повседневное общение людей друг с другом. Этикетные средства не только активизируют словарный запас дошкольников, но и воспитывают более внимательное отношение к их употреблению в речи, формируют умение выбирать такие средства, которые уместны для применения в той или иной жизненной ситуации.
Успех обучения детей речевому этикету зависит от систематичности работы в данном направлении. Среди задач по формированию навыков речевого этикета можно выделить следующие:
- учить детей использовать в речи разнообразные конструкции речевого этикета;
- учить уместно употреблять разные формы речевого этикета в зависимости от ситуации без напоминания;
- содействовать приобретению опыта этикетного поведения;
- способствовать обогащению речи детей словами и конструкциями, необходимыми для повседневного общения между людьми.
Решить поставленные задачи позволит применение современных педагогических технологий. Для детей дошкольного возраста наиболее эффективно использование игровых технологий. Целесообразно использовать игры и игровые ситуации, которые мотивируют детей на использование в речи средств речевого этикета.
Приведем пример некоторых из них. Так, для отработки формы вежливого приветствия можно использовать сказочного персонажа, который здоровается с каждым ребенком и получает приветствие от них в ответ.
Отработать приобретенные навыки поможет и игра «Ответь быстро» с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет речевую конструкцию, задача ребенка быстро ответить на нее и бросить мяч в ответ.
Наиболее эффективно усвоение форм речевого этикета происходит в игровых ситуациях, например:
- Катя привела в гости подругу Кристину, чтобы познакомить ее с мамой. Как ей это сделать?;
- Мама пришла с работы очень усталая. Как бы ты поступил?;
- Как поступит, если ты разбил любимую бабушкину вазу?;
- Твой друг упал и больно ударил коленку, что ты ему скажешь?
- другие.
Важное место отводится и играм – драматизациям по мотивам нравственных произведений. К примеру, в их основу можно положить короткие рассказы В. Осеевой, наглядно демонстрирующие те или иные жизненные ситуации, где особенно необходимо применять элементарные формы речевого этикета.
Следует отметить, что воспитание ребенка происходит в жизненных ситуациях, возникающих в результате его общения со сверстниками. Воспитателю важно обращать на это внимание, а при проявлении негативных моментов вовремя среагировать и скорректировать такое общение.
Опыт работы в данном направлении позволяет мне с уверенностью сказать о том, что активное применение возможностей игровых технологий – залог успеха в нелегком труде по воспитанию грамотного и культурного члена общества.
Список информационных ресурсов :
Методическая литература:
1. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. : Владос, 2003. – 224 с.