Герасимова Ирина Петровна
Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Герасимова И. П., воспитатель, СПбГБУСО социальный приют для детей «Транзит»
Аннотация: В статье рассматривается значение игры в жизни воспитанников социозащитных учреждений. Использование на занятиях возможностей и преимуществ развивающих игр позволят сделать воспитательную работу с данной категорией детей увлекательнее и эффективнее. Автором совершена попытка актуализировать влияние игровой деятельности на формирование воспитанника приюта как личности.
Публикация «Игра как средство социализации воспитанников социозащитных учреждений» размещена в разделах
Ключевые слова: инклюзия, социализация, воспитательный процесс, игровая деятельность, воспитанники социозащитных учреждений.
Сегодня остро стоит вопрос социализации воспитанники социозащитных учреждений. Развивающие занятия помогают детям, поступающим в приют, научиться взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Социализация воспитанника осуществляется в процессе различных видов детской деятельности, в том числе и наиболее важной для ребёнка – игровой. Известно, что игровая деятельность остается ведущей в формировании личности ребёнка, так как игра является самым естественным видом деятельности для дошкольника. Игра формирует у воспитанника приюта навыки социального поведения, помогает освоить социальный опыт, развить творческую активность, любознательность, самостоятельность, инициативность. Именно игра формирует личность рёбенка.
В игре воспитанник осознает себя частью определенного коллектива, впервые появляется чувство дружбы и единения, формируется понятие «мы». Дети оценивают действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
Изучению развивающего характера игры при обучении детей посвящены работы Е. А. Аркина, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Изучение ряда исследований влияния игровой деятельности на формирование ребенка как личность показывает, что в организации игры с воспитанниками социозащитных учреждений необходимо создать такие ситуации, которые обеспечат развитие наиболее слабо развитых качеств, важных для конкретного ребёнка или группы детей. В игровой деятельности формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. Игра вызывает также и качественные изменения в психике детей. Например, повышает активность застенчивого, совершенствует самоконтроль у излишне расторможенного или агрессивного ребёнка. Только тогда в работе с ребёнком достигается тот уровень его развития, который максимально соответствует его возможностям. Л. С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».[1].
Для обучения через игру созданы подвижные и дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать возраст, развитие детей. Правила игры должны быть понятны и просты, особенно для воспитанников социозащитных учреждений. Немаловажным является атмосфера доверия и доброжелательности, взаимопомощи и уважения в группе. В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру. Часто все игры превращаются в дидактические занятия и упражнения. Особенно часто это происходит при взаимодействии ребёнка с взрослыми. Многие родители не играют с детьми, а развивают, используя различные методики раннего развития. Или одаривают малышей огромным количеством развивающих игрушек. В наше время действительно много хороших развивающих игр и красивых дидактических игрушек. Но детская игра происходит не только с использованием игрушек, детская фантазия легко может превратить практически любой предмет в окружении ребёнка в необходимый для конкретной игры атрибут. Важно помнить и про настольные игры. Играя в настольные игры можно интересно, весело и познавательно провести время всей группой или внести игровой элемент в коррекционное занятие.
В социозащитном учреждении детском саду в воспитательном процессе также необходимо использовать потенциал игры. Игра является той интегративной деятельностью, с помощью которой может обеспечиваться синтез всех образовательных областей. Игра помогает получить знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности, приспособиться к окружающему миру, сформировать потребность ребенка воздействовать на мир, стать «хозяином» своей деятельности. Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, переживаний, связанный с игровыми действиями.
Через разные виды игр можно решать задачи, которые относятся к разным образовательным областям:
«Познавательное развитие» - дидактические, развивающие, строительно-конструктивные игры, игра-экспериментирование
«Социально-коммуникативное развитие» - сюжетно-ролевые, театрализованные, коммуникативные игры
«Речевое развитие» - театрализованные игры, игры-фантазирование
«Художественно-эстетическое развитие» - дидактические, игрыфантазирования
«Физическое развитие» - подвижные, коррекционно-оздоровительные игры, игры с элементами спорта
Таким образом, задачи разных образовательных областей могут быть решены посредством одного вида игры. Педагогу необходимо спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы создать атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой, тогда у ребёнка останутся положительные эмоции и воспоминания. Дети получат первые уроки общения со сверственниками, усвоят нормы, правила поведения, принятые в данном социуме.
Литература:
1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Стенограмма лекции, прочитанной в 1933 г. в ЛГПИ им. А. И. Герцена.
2. Глаголева К. С. Л. С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 324-326.
.2. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста // Проблемы и перспективы развития образования. – Пермь: Меркурий, 2022. – С. 90–92.