Татьяна Макарова
Статья «Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.
Публикация «Статья „Формирование навыков экологической безопасности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Для выявления уровня знаний по основам экологической безопасности с детьми всей группы я провела мониторинг. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, игровые ситуации, наблюдения,детские рисунки. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я выделила те направления, по которым необходимо провести обучение через разные виды деятельности: познавательно-исследовательскую, продуктивную,игровую, коммуникативную, двигательную, музыкально-художественную.
Основная цель моей работы – подготовить ребенка к встрече с различными сложными экологическими ситуациями, а порой и чрезвычайными, опасными для жизни. Научить быть внимательным и осторожным, сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.
Главными задачами являются:
- закрепление у детей экологических знаний;
- обучение правилам поведения в лесу, на водоёмах, с домашними животными, насекомыми, ядовитыми растениями.
- формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами.
- воспитание чувства взаимопомощи к окружающим, внимательного отношения к собственному здоровью.
Свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды, именно она создаёт условия, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (альбомы по теме, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к творческим играм). Вместе с детьми обустроили свою групповую комнату, периодически по желанию меняли обстановку. В целом в группе царит атмосфера занятости, содержательного общения, исследования, творчества, радости.
Игровая среда обогащена такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Вместе с родителями изготовили разнообразные дидактические пособия по ознакомлению детей с основами экологической безопасности : альбомы «Дети на природе», «Дети и домашние животные», «Правила поведения в лесу, на водоёмах», «Опасные насекомые», «Ядовитые растения». Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Добрые и плохие поступки», «Азбука безопасности», «Пирамида здоровья», «Съедобно-несъедобно», «Что возьмём с собой в поход», «Четвёртый лишний».
В группе всегда комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосфера душевного тепла и эмоционального благополучия детей.
Опираясь на имеющиеся у детей знания и представления, работа проводится в форме бесед : «Почему нельзя подходить к чужим собакам», «Что возьмём с собой в лес», «Как вести себя в лесу», «Что оденем на прогулку», экскурсий, наблюдений (за песком, глиной, водой, льдом, камнями и минералами, игр-занятий «Необыкновенная экспедиция в лес», «Солнечные лучики», «Почему гремит гром», «Капелька», сюжетно-ролевых игр «В гости к Айболиту», «Путешествие в лес», «По реке Ангаре», целевых прогулок (в парк, на ипподром, на лыжную базу, развлечений «Осенины»,«Лягушка-путешественница», «Праздник шишек», чтений «осторожных» сказок Т. А. Шорыгиной «Марта и Чичи идут в парк», «Советы лесной мышки» «В гостях у Лесовичка», «Волшебный ворон», просмотров видеофильмов и познавательных мультфильмов (из серии «Лунтик», «Маша и медведь», «Фиксики», «Винни Пух» и т. д., организаций выставок, участие детей в родительских собраниях по теме «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», решения проблемных ситуаций из жизненного опыта взрослых и детей (что делать, если ты заблудился в лесу; как быть, если ты по дороге встретил чужую собаку; что делать, если забыли дома панамку и др.)
Для сообщения новых знаний предпочтение отдаю чтению рассказов, заучиванию стихов, рассматриванию иллюстраций, плакатов Р. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» изд. «Просвещение», 1996г. из которых дети узнают, как сохранить свою жизнь, запоминают правила поведения в экстремальных жизненных ситуациях.
Эта работа помогает увеличить словарный запас, получают новые сведения об окружающем мире, его целостности, овладевают новыми умениями. Все это развивает любознательность, побуждает к самостоятельной деятельности. Полученные знания, умения дети закрепляют, участвуя в развлечениях, инсценировках: «Необыкновенная экспедиция в лес», «В гости к лягушатам», «Старичок-боровичок».
Непосредственно образовательная деятельность, построенная в форме бесед, сопровождающиеся стихами, сказками, загадками, видео материалом, вопросами и тестами помогает лучше усвоить материал. Читая «осторожные» сказки Т. Шорыгиной дети легче и быстрее усваивают правила безопасного поведения на улице, дома, в лесу, у водоема.
Очень интересна познавательно - исследовательская деятельность, проводимая в нашей группе с песком, снегом, льдом, что способствует повышению познавательной активности, улучшает дисциплину, эмоциональный подъём и позволяет сохранить самое главное – здоровье.
В родительском уголке под рубрикой «Опасные ситуации в жизни детей» раскрыт материал о важности проблемы экологической безопасности детей. Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность этой проблемы.
Вся работа по развитию навыков экологической безопасности построена мною в партнё рстве с родителями: провела родительские собрания «О безопасности и здоровье всерьёз», «Путешествие в страну здоровья», тренинги, тематические вечера, совместные походы в лес: «Экологическая тропа», спортивные праздники, изготовление макетов, фотоальбомов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, конкурсы стихов и загадок. Мамы и папы вместе с детьми принимали активное участие в оформлении выставки рисунков «Моя безопасность», где постарались раскрыть опасные ситуации, которые могут подстерегать детей на природе.
В дальнейшем я планирую продолжать работать по данной теме. Задачами этого года обучения являются закрепление, дальнейшее обогащение и систематизация конкретных представлений об опасностях окружающей среды и способах защиты от них, используя новые технологии для того, чтобы дети усвоили главное правило:
«Правила безопасности важно не только знать, но и соблюдать!»
Литература:
1. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников : планирование, система работы – Волгоград : Учитель,2012.
2. Коломеец Н. В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет_Волгоград : Учитель, 2013.