Виктория Ромкина
Дидактическая игра в группе раннего возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.
Активность дошкольников имеет разные формы, одна из них — игровая деятельность. Для воспитателя игра — это и инструмент обучения и воспитания, и форма организации жизни детей в дошкольном образовательном учреждении. Научно обоснован и подтверждён практически факт, что игра — наиболее продуктивная форма занятия или непосредственно образовательной деятельности дошкольников.
Публикация «Дидактическая игра в группе раннего возрасте» размещена в разделах
Игра выполняет важную роль в воспитательном процессе детей. Через игру дети учатся познавать окупающий мир и его основные законы. Сегодня главной целью воспитания является всестороннее развитие личности. Чтобы выполнить эту цель, педагогам нужно решить ряд важных задач. Педагоги и воспитатели должны предоставить своим ученикам необходимые знания, помогать каждому ученику развивать свой творческий потенциал, побуждать каждого ученика к самостоятельности и инициативе, формировать благоприятную атмосферу для развития и самовыражения учащихся.
Игровые моменты, включенные в образовательный процесс, делают ход обучения более интересным для учащихся, позволяют сформировать у детей рабочий настрой и помогают преодолеть возникающие в процессе трудности. Дидактическая игра представляет собой важнейший триггер умственного развития детей и основывается на четком программном содержании, дидактической задаче, цели обучения. Такие развлечения направлены на обучение детей способам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, назначению. Подвижные игры выступают средством воспитания сосредоточенности, внимания, координации действий, настойчивости, а также развивают познавательные способности.
По используемому материалу педагоги разделяют игру на группы :
дидактические игры с предметами,
настольно-печатные игры,
словесные игры.
Предметы в этих играх являются учебным материалом. Игрушки, бытовые предметы, природный материал, произведения декоративно-прикладного искусства — использовать можно всё. Творческий подход воспитателя позволяет организовать отличную игру, используя и высокотехнологичные промышленные игрушки, специальные игровые комплексы и любые подручные материалы, даже то, что принято выбрасывать как мусор (крышки, футляры от шоколадных яиц, лоскутки) и буквально лежит под ногами (листья, камешки). Вариациями игр с предметами будут инсценировки, сюжетно-дидактические и дидактические игры с игрушками моторной направленности (пирамидки, матрёшки, кубики).
Настольно-печатные игры:
помогают решать важные учебные задачи:
расширяют кругозор и уточняют представления ребёнка об окружающем мире;
систематизируют уже имеющиеся знания;
развивают мыслительные процессы, логику, внимательность;
стимулируют воображение.
Помимо игр с картинками, широко распространены другие настольные игры — различные лото, игры типа «Лабиринт», конструкторы, мозаики. Преимущественно это коллективные игры, поэтому в них присутствует стимулирующий детей соревновательный эффект, например, кто быстрее пройдёт лабиринт. Старшим дошкольникам всё чаще предлагаются дидактические компьютерные игры, что вполне отвечает духу времени, активно внедряется практика использования деловых игр в упрощённом варианте. Большую популярность получили пазлы.
Для словесных игр характерно то, что решение учебной задачи ребёнком происходит как мыслительный процесс. Играя, ребёнок представляет, фантазирует, мобилизует имеющиеся у него знания без помощи игрового материала, без какой-либо наглядности. Во время такой игры задействован аудиальный (слуховой) канал восприятия информации, что способствует решению таких задач, как формирование внимания, развитие речи, быстроты реакции, понимание юмора, аллегорий, иносказаний. В силу обозначенной специфики словесных игр они сложноваты для малышей и чаще используются при работе с детьми старшего возраста.
Среди словесных игр много народных потешек, загадок, прибауток. В качестве информационного материала для словесных игр воспитатель может использовать стихи, короткие отрывки из художественных произведений. Педагог может разработать свой вариант словесной игры либо воспользоваться готовыми разработками, например, А. И. Сорокиной, О. М. Дьяченко и других авторов.
Игровые методики могут использоваться абсолютно в разных возрастных категориях, даже взрослым интереснее и проще воспринимать информацию через игровой процесс. Но в особенности игровые методики актуальны для детей дошкольного и школьного возраста. Дидактическая игра помогает участникам активизировать свое воображение, без которого невозможно творческое развитие личности.
Необходимый минимум компетенций педагога заключается в умении отличать дидактическую игру от других игровых форм, в знании её структуры, видов, картотек базовых игр, основных регламентирующих требований. Используя игровые технологии, воспитателю не следует забывать, что, играя, ребёнок удовлетворяет свои ключевые потребности, осваивает такие виды деятельности, как труд и учёба, развивается и формируется как личность. Поэтому подходить к организации игровой деятельности детей воспитатель должен ответственно, опираясь на базовые педагогические знания.
Таким образом, особенность игровой методики заключается в том, что она обучает ненавязчиво, участник иногда может не подозревать что через игру происходит воспитательным и образовательный процесс.
Забудьте немного о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем :
Дидактическая игра «Волшебный поезд»
Цель игры: систематизация знаний у детей о зверях, птицах, насекомых и земноводных.
Правило игры: Для игры потребуется два картонных поезда, которые должны состоять из 4 вагонов, в каждом вагоне – 5 окон; два набора карточек с рисунками животных.
Игровое действие: В игре принимают участие 2 команды по 4 ребенка. Перед каждой командой находится поезд.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель: закреплении знаний относительно названий животных и среды их обитания.
Игровое правило: Для игры потребуется два набора карточек: карточки с изображением животных и карточки с местами обитания. У воспитателя находится набор карточек с животными.
Игровое действие: У каждого ребенка есть карточка со средой обитания. Воспитатель демонстрирует карточку с изображением животного.
Ход игры: Ребенок должен поднять карточку (если у него она есть) с изображением среды обитания этого животного.
Дидактическая игра «Детки с какой ветки»
Цель: закрепление знаний относительно отличительных признаков деревьев по их листьям.
Игровое правило: Для этой игры потребуется два набора карточек: первый набор - карточки с изображением листьев, второй набор карточек с изображение деревьев.
Игровое действие: На каждый стул воспитатель кладет карточку с изображением деревьев, каждому ребенку выдается карточка с изображением листа, дети должны подойти к соответствующему дереву.