Марина Петракова
Беседа «Дети на дороге»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема по обучению дошкольников правилам дорожного движения актуальна всегда. Это объясняется тем, что у дошкольников отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Свою работу можно строить по следующим направлениям:
• Устройство проезжей части улицы
• «зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов
Темочки:
• Дорожные знаки для водителей и пешеходов
• Правила езды на велосипеде
• О работе ГИБДД
• Милиционер-регулировщик
• Правила поведения в транспорте
• Если ребёнок потерялся на улице
Работа по изучению правил дорожного движения не должна быть одноразовой акцией, целесообразнее всего, каждый учебный год посвящать 1-2 недели целиком. Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года в играх, на прогулке, в наблюдениях.
Все формы работы с детьми должны быть основаны на тематическом подходе к планированию и организации занятий. Кратко о тематическом планировании:
• Выбирается тема недели. Она называется и первоначально рассматривается на занятии по ознакомлению с окружающим миром (экология, знакомство с социальной действительностью, которое проводится в первый день недели;
• Все остальные занятия (развитие речи, Р. Э. М. П., лепка, аппликация, конструирование и другие) продолжают предложенную тему и так или иначе связаны с ней.
• На каждом из последующих занятий даётся короткое повторение темы недели.
Детей 3-4 лет знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах, трамваях, троллейбусах. Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофёр. Он осторожно ведёт машину.
Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальных и физкультурных занятиях, а именно действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по Р. Э. М. П. детей учат различать направления вперёд, назад, сзади, налево (слева, направо (справа). Обстановка в группе, оформление игровых уголков способствует закреплению пространственных ориентировок. Для игр предлагаются различные машины (грузовые, легковые, автобусы). Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их название. Рассказывает о разных частях автомобиля. Большое
внимание при ознакомлении с правилами дорожного движения отводится прогулке. Темы могут быть следующими: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за светофором» и т. д. Проводятся подвижные игры. Закрепляющие навыки свободной ориентировки: «Найди свой цвет», «Воробышки и автомобиль», «Поезд». Игра «Красный, жёлтый, зелёный» направлена на внимание и развитие реакции.
Описание: дети сидят на стульчиках. Если воспитатель поднимает зелёный флажок, дети топают ногами. Если жёлтый флажок – хлопают в ладоши. Если красный – сидят без движения и звука. Кто ошибается, тот выбывает из игры.
Детей средней группы знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают о назначении жёлтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу, при зелёном сигнале светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «наземный и подземный переход». Проводятся целевые прогулки с последующим усложнением содержания. Темы для прогулок в старшей группе: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за светофором». На участке можно организовать игры на внимание и закрепление знаний сигналов светофора, правил перехода через дорогу : «Цветные автомобили», «В улицу», «Лошадки», «Найди свой цвет», «Поезд», «Трамвай».
В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрёстком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекрёсток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской
помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:
• Пешеходам разрешается ходить только по тротуару;
• Идти следует только по правой стороне тротуара;
• Пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются линии или указатели перехода;
• При двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины – направо.
• Пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;
• Пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;
• В транспорте каждый должен вести себя спокойно. Чтобы не мешать остальным пассажирам.
Темы прогулок могут быть следующими: «Наблюдение за движением транспорта и работой водителя», «Правила для пешеходов», «Сигнализация светофора», «Работа сотрудника ГИБДД».
Проводятся беседы «Улицы города»,
Работу с детьми 6-7 лет надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Закрепляются знания, полученные в предыдущих группах. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посредине, напротив, вдоль и т. д)
Детей подготовительной группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров.
• Переходить улицу на перекрёстках (где нет указателей) следует в границах полосы, соединяющий конец одного тротуара с началом другого.
• В местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими.
• Прежде, чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
• Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зелёном сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика.
• Пешеходы должны быть внимательными к окружающим, взаимно вежливы.
• Ожидать пассажирский транспорт разрешается лишь на посадочных площадках.
При планировании образовательного процесса можно запланировать следующие занятия:
1. Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Правила и безопасность дорожного движения».
2. Конструирование из бумаги и природного материала.
Тема: «Светофор»
3. Ознакомление с художественной литературой.
Тема: Рассказ Н. Носова «Автомобиль».
4. Конструирование из строительного материала и деталей конструкторов.
Тема: «В два ряда дома стоят».
5. Сюжетно дидактическая игра.
«Нам на улице не страшно»
6. Развитие речи.
Тема: «Что мы видели на улице».
7. Беседа с решением проблемных ситуаций.
Тема: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается».
8. Развитие элементарных математических представлений
Тема: «В гости к «Кубарику»
9. Рисование.
Тема: «Улица города» - 1 занятие.
Тема: «Дорожные знаки» - 2 занятие.
10. Аппликация.
Тема: «На нашей улице»