Татьяна Петрищева
Арт-педагогика и нетрадиционные техники рисования в творческом развитии дошкольников
Статья Артпедагогика и нетрадиционные техники рисования
в творческом развитии дошкольников
подготовила Петрищева Т. В.
Главная ценность в использовании нетрадиционных техник заключается не в качестве работы, а в том, какую радость получают дети в самом процессе. В
Публикация «Арт-педагогика и нетрадиционные техники рисования в творческом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
настоящее время мы обозначаем нетрадиционные техники как современные и будем их рассматривать как в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приёмов артпедагогики.
Артпедагогика как средство развития личности ребенка имеет большое значение, но недостаточно изучено. Это инновационная технология, которая позволяет продиагностировать, какие переживания, страхи, внутренние конфликты беспокоят ребенка, является эффективным средством для того, чтобы разрешить внутренние противоречия дошкольника, достичь гармонии с самим собой.
Под артпедагогикой понимается вовлечение детей в различные виды деятельности: лепку, рисование, слушание музыки, движение, танец и речь.
Функции артпедагогики:
1) воспитательная функция -оказывает воздействие на нравственно-этические, эстетические, коммуникативно -рефлексивные основы личности;
2) адаптационная - способствует социокультурной адаптации с помощью искусства;
3) психотерапевтическая функция - помогает детям справляться со своими психологическими проблемами, восстанавливать эмоциональное равновесие, переключаться с отрицательных переживаний на положительно окрашенные чувства и мысли;
4) артпедагогика возникла на основе синтеза педагогики, психологии, культуроведения и социально-культурной деятельности. Нельзя путать понятия «артпедагогика» и более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика изучает не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающей деятельности средствами искусства подтверждают эффективность использования нетрадиционных
техник рисования как направления артпедагогики в творческом развитии детей.
Новизна педагогического вопроса заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. Работая в этом направлении, мы убедились, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности. Изобразительное искусство или изотерапия, является одним из направлений артпедагогики. Предназначение артпедагогики заключается в том, что воспитание, обучение и развитие ребенка происходит различными средствами искусства. Артпедагогика способствует формированию у дошкольников основ художественной культуры и овладению практическими умениями в разных видах художественной деятельности
Цель. Раскрыть вопросы, касающиеся технологий артпедагогики. Показать преимущество нетрадиционных техник, которое заключается в творческом развитии детей дошкольного возраста, в развитии практического и абстрактного мышления, наблюдательности, фантазии, креативности, уверенности в себе, развитию интереса к рисованию.
Рисуночная терапия артпедагогикой рассматривается как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру, помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Использование артпедагогикой изобразительно-игрового пространства, материалов и образов в рисунке является для проблемных и гиперактивных детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах. И тут как раз важен принцип артпедагогики -одобрение и принятие всех продуктов
творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы, качества. В этом творческом результате ребенка воплощены его чувства, ценности, убеждения, идеалы, мотивы.
Наиболее значим сам процесс творчества - особенности поведения ребенка в созидательном процессе, выбор темы, сюжета, материалов, принятие задачи, сохранение ее на протяжении творческой деятельности, самопроизвольные речевые высказывания ребенка, характер эмоциональных реакций, специфика взаимодействия с другими детьми. Наконец, в художественно-творческом процессе более естественно зарождаются и развиваются такие важные качества ребенка, как произвольность и саморегуляция, самовыражение и самопознание, которые необходимы ребенку для достижения желаемой цели - создать рисунок, придумать сказку, исполнить песню и завоевать внимание взрослых.
Творческое развитие детской
деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно :
1) от рисования некоторых предметов к рисованию сюжетных эпизодов и затем к сюжетному рисованию;
2) от перехода с наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
3) от применения готового оборудования, материала к применению материала, который необходимо самим изготовить;
4) от употребления метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
5) от использования в рисунке одного вида техники к употреблению несколько нетрадиционных техник изображения;
6) от индивидуальной работы к совместному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.
Имеющееся разнообразие
нетрадиционных техник эффективно развивает творческий потенциал
дошкольников. Педагогу такое многообразие нетрадиционных техник рисования позволяет создать новые задачи и стимулировать творческую активность у детей. При использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольника открывается возможность экспериментировать. Эффективность
нетрадиционных техник в развитии детей определяется еще и внутренней потребностью в желании творить. Развивается стремление к познанию необычного, чего-то нового, к исследованию. А также обогащается и активизируется словарный запас дошкольников.
Дети, как известно, стараются копировать предлагаемый им образец, но использование нетрадиционных техник рисования помогает избежать этого. Воспитатель во время занятий по изобразительной деятельности лишь демонстрирует способ использования нетрадиционного материала или
инструмента, что подталкивает детей к проявлению самостоятельности,
индивидуальности, воображению и развитию творчества. При работе с нетрадиционными техниками рисования эффективно стимулируется мотивация детей, радостное настроение и отсутствие утомляемости. Таким образом, психолог М. И. Чистякова считала, что использование нетрадиционного рисования увлекает детей, что позволяет больше сосредоточиться на занятии, активность снижается и уменьшается амплитуда движений. Что способствует развитию интеллекта у ребенка, стабилизированию психологических
процессов и личности дошкольников.
В настоящее время педагоги не так часто используют нетрадиционные техники рисования в силу своей занятости и неосведомленности относительно таких техник. Известный российский педагог Т. С. Комарова считала: «Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно-творческой деятельности не терпит
шаблонов, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением» .
Опыт дает понять, что эффективным условием развития художественного творчества у дошкольников является разнообразие и вариативность на занятиях. Новая обстановка, интересное и необычное занятие, разнообразные материалы, задания в виде сказок вызывают интерес у детей, все это помогает исключить из детской изобразительной деятельности монотонность и однообразие. Очень важно, чтобы педагог, создавая новые занятия, смог выстроить задачу так, чтоб дети смогли применить ранее усвоенные знания, навыки и умения, а также смогли найти новые решения в творческом подходе. Такая работа вызывает положительные эмоции, удивление и желание трудиться.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский так описал свою точку зрения: «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобразительности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовной жизни ребенка. Другими словами - чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В процессе использования
нетрадиционных техник в рисовании дети обогащаются знаниями о предмете и материале и способах их использования, учатся раскрашивать разными способами, например, таким, как набрызгивание краски. Рисуют ладошками, пальцами, а также используют в изображении нитки, веревки, ватные палочки и природные материалы (ветки и листья деревьев, соль). Дошкольники экспериментируют, работают с клейстером и солью, смешивают краску с мыльной пеной, рисуют такими предметами, как вилка, ватная палочка, воздушно-пузырьковая пленка. При рисовании пальчиками дети контактируют с краской и познают ее свойства (вязкость, густота, а
при смешивании одного цвета с другим получают разные оттенки цвета.
Вместе с тем мы видим, что развитие познавательных процессов и интересов в процессе художественной деятельности ведёт дошкольников к формированию творчества. И положительные эмоции от деятельности помогают преодолевать трудности. Многие исследователи утверждали, что в процессе деятельности в использовании нетрадиционных техник развивается как активная, так и пассивная речь детей. Дети знакомятся с инструментами и материалами, общаются между собою во время создания изображения или коллективной композиции
На занятиях, рисуя в нетрадиционном стиле в техниках : «Рисование по сырой поверхности», «Мятый рисунок», «Рисование вдвоем», «Рисование нитками» или «ниткография», «Рисование по кругу». На начальном этапе они боялись экспериментировать, фантазировать,раскрывать себя. Но процесс сам собой, незаметно для них самих, завлекал их, и результат всегда получался отличным.
Вывод
Нетрадиционные техники рисования являются одним из эффективных направлений артпедагогики, с помощью которых у педагога появляется возможность развивать у ребенка интеллект, учить его нестандартно мыслить, проявлять творческую смекалку и креативность. С позиции артпедагога, детский рисунок - это не только его творчество, но и по сути речь врисунке, отражение его внутреннего психологического состояния на данное время. Бесспорно достоинствонетрадиционных техник рисования как направления артпедагогики. На сегодняшний день в дошкольном образовании можно выбрать различные техники,способствующие творческому развитию. Поэтому артпедагогика с нетрадиционными техниками рисования приобретает все.