Оксана Шилкина
Стартап-проект для работы с детьми 5–7 лет «Волонтерское движение в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработан на основе современной педагогической технологии эффективной социализации ребенка в ДОУ «Дети волонтеры»
1. Название проекта: «Волонтерское движение в ДОУ».
2. Введение.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Публикация «Стартап-проект для работы с детьми 5–7 лет „Волонтерское движение в ДОУ“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
В современном обществе все чаще затрагивается вопрос о создании благоприятных условий для развития детей дошкольного возраста. Достижению этих целей способствуют различные виды деятельности, используемые в педагогике, один из них - волонтерство.
Волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Волонтерство - это бесплатная помощь. В результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь, проявить добродушие, пожалеть слабого, маленького, одинокого, больного. Духовно-нравственное воспитание, в целом, и волонтерство, в частности, учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
3. Постановка проблемы, актуальность.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально-нравственной позиции, связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Актуальность: стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовно-нравственных ценностей материальным благополучием. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Объединение родителей, педагогов и детей деятельностью, которая продиктована доброй волей, состоит в том, что оно приведет:
- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;
- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде.
Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.
Оригинальность – в том, что волонтерство – новый вид организованной деятельности, волонтерского движения нет ни в одном из дошкольных учреждений города.
4. Цель проекта:
создание в группе волонтерского движения «СмешВолонтеры «5+» объединившего воедино активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольных, социально важных акциях и мероприятиях.
5. Задачи:
• дать представления о волонтерском движении детям старшей группы;
• дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;
• учить детей оказывать помощь тем, кто нуждается;
• воспитывать у детей самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность;
• развивать навыки общения детей;
• вовлечь родителей (законных представителей) в образовательную деятельность по духовно-нравственному воспитанию детей.
6. Методы и формы работы:
• обучающие – беседы, обсуждение ситуаций, чтение художественной литературы, просмотр мульт- и видеофильмов, презентаций;
• консультационные – консультирование родителей, педагогов;
• информационно-методические – анкетирование и опросы, выставки, выпуск буклетов, листовок, объявлений;
•досуговые – игры, развлечения, акции, праздники, спектакли, концерты.
7. Участники проекта: педагоги-дети-родители-партнеры.
8. Ожидаемые результаты:
Развитие добровольческой (волонтёрской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения, направленной на бескорыстное оказание социально-значимых услуг на местном уровне, способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев.
В результате реализации проекта воспитывающие взрослые и
воспитуемые старшие дошкольники получат новые знания
о волонтёрском движении, а также приобретут опыт участия в
добровольческих мероприятиях. Мероприятия в рамках проекта
позволят сформировать такие качества личности дошкольника как
трудолюбие, толерантность, потребность в здоровом образе жизни,
доброжелательность, бережное отношение к природе, милосердие, что
будет являться основой волонтёрской направленности личности
ребёнка в дальнейшем.
9. Возможный итоговый продукт:
- Оформление информационно-образовательного стенда «Добрые дела и поступки моих близких».
-Создание фильма о дошкольном волонтерском движении «СмешВолонтеры 5+».
- Распространение опыта работы на сайте ДОУ, на образовательных порталах, в городской газете «Наш вестник».
- Оформление альбома: «Один день из жизни волонтёров в картинках».
10. План-график мероприятий:
I этап – подготовительный. Сроки проведения: март-апрель.
- Сбор информации по проблеме;
- изучение специальной литературы;
- проведение диагностики;
- знакомство с понятиями: «волонтер», «волонтерское движение»;
- анкетирование родителей с целью оценить актуальность волонтёрского движения.
Задача первого этапа - мотивирование детей на волонтерскую деятельность, организацию команды.
Методы работы с детьми:
- проведение бесед о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерское движение: «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Что такое добро?», «Легко ли быть добрым?», «Почему добро побеждает зло?», «Как поделиться добротой?», «Как сохранить добро», «Мы - защитники малышей», «Гости в дом - радость в нем», «Кого называют «хорошим человеком»?»;
- просмотр мультипликационных фильмов по знакомым произведениям: В. Катаев «Цветик-семицветик»; К. Чуковский «Айболит»; В. Сутеев «Палочка-выручалочка»; В. Сутеев «Мешок яблок»; «Котенок по имени ГАВ»; В. Сутеев «Кораблик»; В. Сутеев «Под грибом» и др. ;
- показ презентации на тему «Юный волонтер»;
- экскурсия в МОУ СОШ с целью знакомства с работой школьного волонтерского отряда;
- экскурсия в библиотеку с целью сбора информации о волонтерах и приобретении художественной литературы русской и зарубежной классики для чтения: В. Осеева «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово», Л. Кон «Друг», Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра», В. А. Сухомлинский «Скупой», В. Митт «Шарик в окошке», Е. Кошевая «Мой сын», С. Маршак «Ежели вы вежливы», Х. К. Андерсен «Девочка со спичками», Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Феликс Зальтен «Бэмби» и др. ;
Итоговый продукт данного этапа - формирование команды из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, «СмешВолонтеры 5+».
С педагогами ДОУ:
- изучить литературу:
1. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие. -2изд; «Детство- Пресс», 1998г.
2. В. Степанов. Мы живем в России. Из-во «Оникс, М., 2007г.
3. Л. А. Кодрыкинская. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. - Из-во «ТЦ Сфера», 2013.
4. В. Н. Микляева. Нравственно – патриотическое и духовное воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2013г.
5. Л. Б. Фесюкова. Комплесные занятия по воспитанию нравственности. Для 4-7лет. Из-во «ТЦ Сфера», 2010г.
6. Н. В. Ермолаева «Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство. Парциальная программа». Оформление. ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2011г.
7. Т. С. Комарова. «Народное искусство в воспитании детей». М. : Издательство «Российское педагогическое агентство» 1997.
8. Л. Я. Шпикалова, Г. А. Поровская «Возращение к истокам: Народное искусство и детское творчество». М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.
9. Астахова Н. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора. «Печатная слобода», издание 2014. (БЕЛЫЙ ГОРОД).
10. Л. Л. Шевченко «Добрый мир». Из-во «Подмосковье» 2012г.);
- изучить опыт работы волонтерских дошкольных команд городов России.
С родителями: провести анкетирование с целью оценки актуальности волонтерского движения в ДОУ.
Данный путь, ведущий к вовлечению детей в волонтерскую деятельность, выбран не случайно. Воспитывать сострадание в ребенке нужно на собственных примерах, на героях литературных произведений. Поведение героев и их отношения помогают лучше понять детям, как вести себя, понять, что такое доброта, сострадание, любовь, сочувствие, забота. Это книги и фильмы о тех, чье сердце не может не отозваться на беды окружающих, о людях, готовых помогать, излучающих вокруг себя добро и делающих наш мир немного лучше.
II этап - основной (практический). Сроки проведения: май-октябрь.
Май:
1 неделя. Разработка эмблемы и девиза.
Цель: создание имиджа волонтерской команды.
2 неделя. Изготовление голубя мира, листовок взрослым «Мы за мир на планете».
Цель: формировать представление о мире, что на Земле нужен мир; развивать фантазию, творчество. Социум (школа, магазины, почта)
3 неделя. Общественная акция «Георгиевская ленточка», посвящённая празднованию Дня Победы в ВОВ.
Цель: воспитывать в детях чувство патриотизма и уважения к старшему поколению.
(социум - ближайший к ДОУ микрорайон)
4 неделя. Акция «Дом для птиц». Презентация на тему: «Помогите птицам!»
Цель: учить детей бережно относиться к природе, помогать пернатым друзьям.
Июнь:
1 неделя. Праздник, посвященный Дню защиты детей, «Счастье, солнце, дружба – вот что детям нужно!».
Цель: формировать у детей эмоционально-радостные ощущения от активного участия в совместном коллективном празднике.
2 неделя. Акция: «Огород на участке». Посев семян: лука, петрушки, укропа; посадка цветов.
Цель: вырастить зелень для витаминизации первых блюд на кухне детского сада, вырастить цветы для украшения участка д/сада, привитие трудовых навыков;
3 неделя. Развлечение «Весёлый день дошкольника» (совместно с младшими дошкольниками).
Цель: воспитывать у детей чувство юмора, развитие способности к совместным действиям в игровой деятельности, сохранение психологического здоровья.
4 неделя. Экоакция: «Чистая планета – здоровая Земля!» Работа по благоустройству участков детского сада, посадка цветов.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников, стремление самим беречь природу и призывать к этому окружающих.
Июль:
1 неделя. Акция «Заболела книжка». Организация мастерской по ремонту книг.
Цель: помочь детям младших групп починить книги.
2 неделя. Детское книгоиздательство «Книжки - малышки».
Цель: изготовить детям книжки по запросам, развивать творчество.
3 неделя. Создание альбома «Кладезь народной мудрости» - пословицы и поговорки о добре, зле, взаимопомощи.
Цель: познакомить с народной мудростью, воспитывать у детей положительные качества характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков.
4 неделя. Круглый стол «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (обсуждение ситуаций).
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям.
Август.
1 неделя. Игра-геокешинг (туристическая игра) «Искатели клада».
Цель: развивать у детей умение ориентироваться на местности по карте, схеме; развивать интерес к самостоятельному решению познавательных, творческих задач. Территория ДОУ.
2 неделя. Дидактические игры: «Чем я могу помочь…», «Что было бы, если бы», «Хорошо-плохо», «Давайте познакомимся», «Опасные ситуации».
Цель: развивать коммуникативные навыки детей, формировать у детей представления о хорошем и плохом поступке, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
3 неделя. «Неделя добрых дел».
Цель: помогать малышам одеваться на прогулку, убирать игрушки на место, поддерживать чистоту на игровом участке, организовывать совместные игры на улице.
4 неделя. Неделя добрых дел «Умеешь сам – научи другого».
Цель: помогать детям в формировании культурно-гигиенических навыков: учить правильно умываться, пользоваться полотенцем детей I младшей группы.
Сентябрь:
1 неделя. Благотворительная акция «Ярмарка игрушек». Обмен игрушками, дарение игрушек детям из малоимущих, многодетных семей ДОУ.
2 неделя. Концерт «Лучики добра» с участием лидеров молодежного движения города Котовска «Молодая гвардия» (В. Томсова, А. Коноводов).
Цель: наладить сотрудничество с молодежной организацией.
3 неделя. Музыкально-творческая гостиная «Спеши делиться добротой» для детей-инвалидов центра «Доверие» (изготовление приглашения и подарков для детей).
Цель: создать хорошее настроение и доставить радость детям с ограниченными возможностями здоровья, построить мост общения и взаимодействия между организациями, воспитывать толерантность, милосердие.
4 неделя. Съемка видео-спектакля «Красная Шапочка» для воспитанников Котовской школы-интерната.
Цель: порадовать детей с ограниченными возможностями здоровья, бескорыстно неся в мир добро и радость.
Октябрь:
1 неделя. Изготовление подарков к празднику «День пожилого человека».
Цель: развивать фантазию, творчество, получать радость от продукта труда, от желания дарить их незнакомым пожилым людям.
Социум – близлежащие дома.
2 неделя. Показ театрализованной сказки (для детей, не посещающих детский сад).
Цель: развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности, вызвать эмоционально-положительное восприятие инсценировки.
3 неделя. Взаимодействие с Домом Детского Творчества. Викторина «Братья наши меньшие».
Цель: учить детей бережно относиться к природе.
4 неделя. Семейный спортивный досуг «Веселые старты».
Цель: воспитывать потребность здорового образа жизни.
Путь основного этапа последователен - от простого к сложному. От взаимодействия в ДОУ - до взаимодействия в социуме.
III этап – заключительный. Сроки проведения: ноябрь.
- Итоговая диагностика.
Цель: определить результаты и достижения ребёнка в ходе совместной проектной деятельности.
Возможный итоговый продукт:
- Оформление информационно-образовательного стенда «Добрые дела и поступки моих близких».
Цель: учить детей определять эмоциональное состояние близких, уточнять представление о добрых поступках, развивать умение высказывать суждения.
- Создание фильма о дошкольном волонтерском движении «СмешВолонтеры 5+».
Цель: демонстрация результатов работы волонтёрской команды.
- Распространение опыта работы на сайте ДОУ, на образовательных порталах, в городской газете «Наш вестник».
Цель: познакомить общественность, педагогов, родителей с работой волонтёрского движения в ДОУ.
- Оформление альбома: «Один день из жизни волонтёров в картинках»
Цель: распространить опыт работы волонтёрской команды «СмешВолонтеры 5+».