Мария Васильева
Способы регуляции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Способы регуляции агрессивного поведения детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст представляет собой сензитивный период для формирования основных поведенческих проявлений. Существует категория детей, у которых тенденции к агрессивному поведению в старшем дошкольном возрасте становятся более выраженными. Это негативно отражается на личностном развитии ребёнка в целом, препятствует формированию полезных личностных характеристик, приводит к снижению адаптации к общественным условиям и проблемам в социализации.
Темочки:
В современных исследованиях основное значение придаётся психокоррекционному сопровождению дошкольника. Однако развитие ребёнка осуществляется не изолированно, в связи с чем данная деятельность должна затрагивать ближайший круг взрослых – родителей дошкольников и педагогов. Именно в этом взаимодействии возможно проведение целостной работы по преодолению агрессивного поведения [1].
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения, включающая в себя такие элементы, как: психопрофилактическая и просветительская работа с коллективом ДОУ и родителями, индивидуальное и групповое сопровождение детей (игровая терапия, арт-терапия) способствует снижению агрессивного поведения детей дошкольного возраста.
Согласно модели психологического сопровождения, разработанной Е. В. Демко, которая включает в себя работу в трех направлениях – с детьми, педагогами и родителями дошкольников, существует три компонента работы для каждого из участников - просветительский, диагностический и коррекционный [2].
В качестве основных методов работы программа психолого-педагогического сопровождения детей с агрессивным поведением предусматривает систему театрализованных мероприятий, направленных на снижение уровня агрессивного поведения у дошкольников, с применением рассказывания и обсуждение сказок, разыгрывания и имитации сказочного сюжета, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; метафорические этюды.
Систему тренинговых мероприятий для педагогов, направленных на повышение эффективности работы с детьми по предупреждению и преодолению агрессивного поведения детей дошкольного возраста, которая включает в себя обучение дыхательным практикам и технике мышечной релаксации, упражнения, направленные на освоение приемов доброжелательного общения, развитие саморегуляции, произвольности поведения, развития способности конструктивного взаимодействия с детьми дошкольного возраста с агрессивным поведением.
Систему обучающих мероприятий для родителей дошкольников, в рамках которых родители осваивают разнообразные формы работы, такие как техники релаксации и хатха-йоги, арт-терапевтические методы, упражнения на развитие коммуникативных навыков, совершенствования эмпатии и рефлексии, направленной на оказание помощи детям, проявляющим агрессивное поведение, в домашних условиях [3].
Модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя три направления:
1. Изменение условий семейного воспитания ребенка.
• повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры их взаимоотношений с детьми;
• создание воспитательных ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный процесс на основе конструктивного сотрудничества с детьми;
• помощь родителям в выработке четких и приемлемых требований по отношению к ребенку;
• индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;
• применение психологических приемов по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.
2. Совершенствование воспитательной работы педагогов с детьми
• коррекция отношения педагогов к детям, рекомендация методов позитивного стимулирования детей, снятия психологических перенапряжений;
• гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создания благоприятного психологического микроклимата в среде детей, что способствует их эмоциональному комфорту;
• взаимодействие воспитателей (учителей) и родителей в педагогическом процессе.
3. Психолого-педагогическая помощь детям
• индивидуальная работа с целью нивелирования недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
• помощь в преодолении коммуникативных барьеров;
• руководство общение ребенка со сверстниками на основе взаимопонимания, эмпатии и опоры на положительные качества дошкольника;
• формирование навыков самоконтроля и саморегуляции своего эмоционального состояния.
Список литературы:
1. Беневольская, Т. Б. Возрастные особенности агрессивных проявлений у старших дошкольников и их коррекция в условиях детского сада [Текст] : автореф. канд. психол. наук / Беневольская Т. Б. — М., 2008.
2. Демко, Е. В. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. В. Демко, В. А. Петьков - Электрон. текстовые дан. - Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология. 2013. №2 (117). – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-profilaktika-i-korrektsiya-agressivnosti-detey-6-7-let ( дата обращения: 13.09.2023).
3. Долгова, В. Е. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : материалы Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участием (Тула, 1 апр. 2021 г.) / редкол. : С. Н. Башинова [и др. ] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 31-34.