Кокишева Наталья
Спортивный праздник «Путешествие в мир русских народных игр» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщение детей к русским народным традициям посредством подвижных игр.
Задачи.
- Знакомить с русским фольклором посредством русских народных игр.
- Отрабатывать навыки подлезания, прыжков в высоту, бега, разных видов ходьбы, строевых упражнений.
- Развивать скоростно-силовые способности, глазомер, ловкость, координацию.
- Стимулировать активность детей.
- Обеспечить эмоциональное благополучие.
- Прививать интерес и уважительное отношение к культуре родной страны.
Публикация «Спортивный праздник „Путешествие в мир русских народных игр“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Русские народные игры
- Спортивные и физкультурные развлечения. Сценарии
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: два веночка на голову, имитация костра, мат, две дуги – золотые ворота, дудочка, шляпа, имитация кнута для постуха, шнур 10 м, две повязки на глаза, костюмыматрешки, весны, лета, осени, зимы, маска волка, обруч, музыкальное сопровождение.
Организация праздника : Праздник проводится в спортивном зале.
Действующие лица:
Матрешка (взрослый)
Весна (ребенок)
Лето (ребенок)
Осень (ребенок)
Зима (ребенок)
Ход праздника
Дети сидят на скамейке. Звучит русская народная мелодия.
Матрешка: Здравствуйте, гости дорогие, давно я вас жду-поджидаю, праздник без вас не начинаю. Сегодня будут игры, хороводы, смех. Радости хватит для всех.
Я матрешка – старинная раскладная игрушка, а почему матрешку раскладной называют? Правильно внутри у матрешки тоже матрешки только поменьше размером. Вот у меня, например, матрешек столько сколько времен года. Так сколько же у меня матрешек? Правильно четыре и сегодня я пригласила их в гости. А пока что на месте стоять пойдем гулять.
Расчет на 1,2. Построение в колонну по 2.
Парами вставайте веселей шагайте.
Звучит медленная русская народная плясовая.
Дети парами идут по кругу.
Матрешка: Ох, ребята, тише, тише что-то странное я слышу - вдоль по улицам
метелица метёт, белый снег-то все поземкою несёт. Ох и заморозит нас она белая пушистая. Зима.
Под музыку выходит Зима. Обегает по кругу детей, хватает их за нос.
Матрешка: Мерзнут щеки, мерзнет нос
принесла ты нам мороз.
Здравствуй, зимушка, зима!
Где же ты была?
Зима: В мешке стужу несла,
На землю снег трясла,
Ножки-ручки познобила,
В дома стужу напустила,
Все дорожки замела
И сугробы нагребла.
Матрешка: Не пугай моих гостей, поиграй с нами скорей. Дети, как вы думаете почему люди живущие на Севере любят играть в зимние игры? Конечно там очень долгая и холодная зима. Давайте вместе с нашей гостьей поиграем в одну зимнюю народную игру, в которую играют дети северных территорий нашей страны.
ИГРА «Льдинка, ветер и мороз».
Под музыкальное сопровождение.
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь.
Дзинь, дзинь…
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети – льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круги взявшись за руки.
Проводится игра «Горелки»
Ход игры. Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Динь-дон, динь-дон,
Выбегай скорее вон!
По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.
Игра «Где работа – там еда».
На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.
Игра «Заря-зарница».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Игра «Золотые ворота».
8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.
Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:
– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.
На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, присаживаются на стульчики. Игра повторяется.
Игра малой подвижности «Угадай, кто я»
Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за руки и встают в круг вокруг «слепого». Ведущий хлопает в ладоши, и дети начинают двигаться по кругу. Ведущий хлопает ещё раз и круг замирает. Теперь ведущий должен указать на какого – либо игрока и попытаться угадать, кто это. Если ему удаётся это сделать с первой попытки, то тот, кого угадали – водит. Если нет, то он имеет право попросить сказать что-то игрока.
Проводится игра «Каравай»
Ведущая. Как вы знаете ребята раньше не было телевизоров и люди не смотрели кино и мультфильмы, а рассказывали детям сказки, которые сочиняли сами. А вы любите сказки, много сказок знаете? (ответы детей). Тогда вы легко отгадаете мои загадки.
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле. (Теремок)
Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
(Курочка Ряба)
С пылу с жару из печи,
Ни минуты не молчит –
По тропинке катится
Подвигами хвалится. (Колобок)
В глухом лесу в своей избушке
Совсем одна живет старушка.
Метлой она не пол метет,
Метла - старушкин самолет!
(Баба Яга)
Игра «Баба - Яга»
Ход игры. Играющие выбирают ведущего - Баба – Яга. Она находится в центре круга. В руках у нее «помело» (метла). Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Баба-Яга, костяная нога, - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. - Идут в центр.
Побежала в баньку, - Из круга обратно.
Испугала зайку.
Бабка Яга скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот замирает.
ИГРА «Маша и Яша».
Под музыкальное сопровождение.
Для этой игры дети выбирают водящими мальчика и девочку. Мальчика назначают «Яшей», а девочку «Машей». Обоим водящим завязывают глаза. Остальные дети берутся за руки и образуют вокруг ведущих замкнутый круг. Водящие становятся в круг, их раскручивают, чтобы им было труднее сохранить ориентацию, и отпускают «искать» друг друга. «Яша» ищет «Машу», окликая ее басом, а «Маша» откликается, но не очень-то спешит навстречу «Яше». Если «Яша» вслепую примет за «Машу» другого ребенка, ему указывают на ошибку. Игра продолжается до тех пор, пока смешная парочка, наконец, не встретится.
Русский народный хоровод «Веснянка».
Под музыкальное сопровождение хоровод «Веснянка».
Двое детей берутся за венки, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота. По окончании дети, которые держали ворота, надевают венок одному из участников. Под конец игры дети стоят в парах уже на ручеек.
Ведущий: Друзья, храните народные традиции, справляйте праздники, пойте русские песни, читайте сказки, играйте в народные игры. Старинные народные игры да забавы и веселые, и интересные, и не хуже современных потех. Русский народ придумывал игры и забавы с заботой и любовью для своих детей, надеясь, что с их помощью они не только весело и полезно для здоровья проведут свое свободное время, а еще станут быстрыми, ловкими и сильными, научатся общаться друг с другом, ценить дружбу, приходить на выручку, быть честными и не бояться трудностей, твердо веря в свои силы и помощь друзей. А мы с вами прощаемся – праздник наш завершается!
Ведущая: Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проститься детвора.
Без игры вы не скучайте,
Скучно станет – поиграйте!