Сафие Макян
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 1.I. Здоровьесберегающая среда ДОУ
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды в группе как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2022
Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление здоровья. Добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует здоровьесбережению детей.
Развивающая среда здоровьесберегающей направленности.
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н. М. Амосова современный ребенок сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Поэтому в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос создания здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ, позволяющей не допустить интеллектуальных перегрузок у детей и повысить их двигательную активность. Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. В очередной раз, собравшись с воспитателями нашего сада, рассматривая тему здоровьесберегающей среды в группе, мы пришли к тому, что здоровьесберегающая среда-это абсолютно все пространство группы (стены, потолок, окна и т. д., поэтому необходимо задействовать каждый уголок группы, чтобы создать максимально комфортные условия для сохранения и укрепления здоровья детей.
СЛАЙД 2. Согласно нормативным требованиям в каждой группе детского сада должен быть физкультурный уголок или центр двигательной активности, для удовлетворения естественной потребности ребенка в движении.
СЛАЙД 3. ТРЕБОВАНИЯ к спортивному уголку:
1. Безопасность размещения: спортивный уголок не следует размещать рядом с окнами, уголками природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей. Он может быть размещен: в приемной, групповой или спальной комнате.
2. Отвечать гигиеническим и педагогическим требованиям, а расположение принципу целесообразности.
3. Уголок должен логично вписываться в интерьер комнаты и быть эстетически оформлен.
4. Уголок должен быть доступным в использовании каждым ребенком.
5. Уголок должен соответствовать возрасту детей и требованиям программы,учитывать интересы, как мальчиков, так и девочек.
6. Наличие символик физкультуры и спорта.
Оборудование в двигательном центре должно обновляться, поэтому нет необходимости выставлять весь имеющийся физкультурный инвентарь. Каждое пособие должно быть прочным,надежным,пригодным для эксплуатации.
СЛАЙД 4. Комплексы с дыхательной гимнастикой, лежащие в физкультурном уголке, могут быть забыты и не использоваться, а вот яркий дыхательный тренажер, подвешенный на уровне глаз детей в группе, не останется без внимания. Ребята проявляют интерес к такого рода тренажерам, без помощи воспитателя могут им воспользоваться в любое время. Так же в группах должны быть всевозможные игры на дыхание, они помогают преодолеть возрастные недостатки речевого дыхания детей, учат правильному дыханию, управлению артикуляционным аппаратом. (Слайд 5) на слайде показаны примеры таких игр «Воздушный футбол»,вертушка, карта с последовательностью дыхательных упражнений, которые ребенок может выполнять самостоятельно. Такие карты могут быть прикреплены к стене).
СЛАЙД 6. Тренажеры для зрительной гимнастики также необходимы в центре двигательной активности, они направлены на профилактику и коррекцию нарушения зрения и переутомления зрительного аппарата. Одним из эффективных тренажеров для глаз является тренажер В. Ф. Базарнова. Данный тренажер в виде цветных контуров должен располагаться на потолке или высоко на стене и дети должны водить глазами по цветным контурам, горизонтали и вертикали. На окнах в группе можно разместить такой зрительный тренажер «Сигнальная метка» : на стекло, на уровне глаз ребенка,клеится или рисуется точка, ребенок, учится переключать свой взгляд с ближней точки на дальнюю (СЛАЙД 7).
СЛАЙД 8. Необходимо наличие тихих тренажеров. Тихий тренажер-это наклеенные на стене силуэты детских ладошек в различных вариациях от пола и до 1.5 метра, силуэты ножек от пола до 70 см.
(Пример «Пройди по стене», «Допрыгни до полосочки» и тд.)
СЛАЙД 9. Картотека с точечным массажем. Точечный массаж,разработанный профессором А. А. Уманской, является простым, эффективным и не имеющим противопоказаний методом повышения сопротивляемости организма воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. В частности, бактерий и вирусов. В его основе лежит механическое воздействие пальцем на биологически активные точки, имеющие рефлекторную связь с различными органами и функциональными системами организма.
СЛАЙД 10. Для развития самостоятельности у детей необходимо иметь карточки, на которых схематично изображены, ОВД, ОРУ, элементы акробатики и т. д. Работа с такими двигательными картами позволяет детям использовать накопленный опыт в самостоятельной деятельности, учит подчиняться правилам, выполнять упражнения, схематично изображенные на бумаге.
Следует отметить наличие картотек с подвижными и малоподвижными и дид. играми, утренней гимнастики, физминуток, иллюстрированный материал по видам спорта, все это с учетом возрастных особенностей детей.
Возвращаясь к здоровьесберегающей среде в группе, хочется остановиться на уголках уединения.
СЛАЙД 11. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения или зоны релакса. Они помогают: облегчить процесс адаптации. Предупредить
чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением ;Освоить приемы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе.
Большой популярностью у детей пользуется многоуровневое групповое простанство. Ребята с удовольствием используют его как в играх, так и место для уединения. Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может и пойти туда по подсказке воспитателя.
Любопытно, что еще несколько десятилетий назад о подобных уголках не могло быть и речи. Если раньше дошкольное воспитание основывалось на лучших традициях коллективизма, то сейчас на первое место выдвигается индивидуальность ребенка. Это прописано и в федеральных государственных стандартах,подчиняющих себе весь образовательный процесс в ДОУ.
Таким образом, здоровьесберегающая среда в группе,способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни.