НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА НЕЧАЕВА
Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного звукопроизношения в раннем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Идущее в настоящее время обновление содержания дошкольного образования подвели нас к необходимости внести новшество в совместную работу логопеда, воспитателей и родителей детей групп раннего возраста. Здесь стоит задача не только построения системы коррекционно-развивающей работы, но и помощь педагогам и родителям в овладении знанием развития и оздоровления ребёнка. Работа предусматривает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание у детей раннего возраста, по четырём направлениям : дыхательного, голосового, артикуляционного и мелкой моторики. Для того чтобы речь ребёнка была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматическими, а этому может научить только взрослый. А чем раньше речевой аппарат заработает в полную силу, тем быстрее произойдёт развитие восприятия, понимания смыслового содержания словесных сигналов. Главное не упустить этот период в жизни ребёнка. Дошкольное учреждение – это первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Педагоги должны подходить к обучению комплексно, используя разные эффективные методы: музыкальные, изобразительные, хореографические, физкультурные, художественные, литературные и др. Работа логопеда состоит из специально направляющих упражнений для детей раннего дошкольного возраста, которые благодаря комплексному подходу используют воспитатель, психолог, музыкальный руководитель, на своих занятиях. Рекомендуя специальные, индивидуальные упражнения для подготовки органов артикуляции в раннем дошкольном возрасте, мы поможем ребёнку вовремя овладеть правильным звукопроизношением, а в старшем дошкольном возрасте получим хорошую почву для постановки звуков, которые он самостоятельно освоить не смог. Занимаясь постановкой звукопроизношения, мы за собой подтягиваем и все компоненты речи: словарь, грамматический строй, связную речь, фонематический слух. Известно, что стимулируя развитие мелкой моторики рук, мы стимулируем развитие головного мозга ребёнка. Простые игры с участием пальчиков и ручек, да ещё и в сопровождении детской песенки, стишка или потешки – не просто поднимут настроение малышу, но будут иметь и оздоровительный эффект. Дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объём лёгких, формировать грудобрюшной тип дыхания, чтобы со временем перейти на речевое дыхание. Особое место в этой системе занимает работа по включению семьи в процессе оздоровления и развития детей. Не все родители знают, что чем раньше речевой аппарат заработает в полную силу, тем быстрее произойдёт развитие восприятия, понимания смыслового содержания словесных сигналов. Поэтому, проводятся встречи с родителями детей раннего возраста, в клубе «Молодая семья». На наших встречах используется всегда практическая часть, показываются приёмы работы, предусматривающие комплексное воздействие на выравнивание речевого развития у ребёнка раннего возраста. Это дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, слуховая динамическая разминка, пальчиковая гимнастика, мыслительная разминка, игровая терапия. В конце встреч всегда, выдаются памятки для родителей с советами. В каждой группе в помощь родителям есть папка «Советы специалистов», где собраны консультации, доклады разные упражнения для полноценного развития здоровья ребёнка. Осуществляется работа по выпуску брошюрок «Весёлый язычок» в помощь родителям на темы: «Массаж», «Пальчиковые игры», «Словарик», «Дыхательная гимнастика».
Публикация «Создание здоровьесберегающей среды для формирования правильного звукопроизношения в раннем возрасте» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Младшая группа
- Оформление детских садов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Таким образом, основными задачами построения стратегии взаимодействия на развитие ребёнка раннего возраста являются :
1. Проведение целенаправленной работы по созданию здоровьесберегающей среды у детей раннего возраста педагогами и родителями;
2. Учитывать возрастные особенности детей при проведении дыхательных упражнений, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики; 3. Достаточное речевое общение взрослого и ребёнка.