Симонова Алиса
Создание условий для формирования ранней профориентации у младших дошкольников в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье рассматриваются задачи и направления ранней
профориентации в ДОУ. Технологии, применяемые в детском саду, а также
педагогические технологии ранней профориентации как технологии, реализующие образовательные цели, соответствующие специфике младшего возраста и ориентированные на создание позитивной социальной ситуации развития детей.
Публикация «Создание условий для формирования ранней профориентации у младших дошкольников в условиях ДОО» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Ключевые слова: ранняя профориентация, игровые технологии, младший дошкольный возраст, технология макетирования, профессиональная ориентация, технология проектов, дистанционные технологии.
Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в РФ. Как считают опытные воспитатели и педагоги, именно в стенах дошкольного учреждения должно начинаться формирование базовых знаний о многообразии и широком выборе видов деятельности. Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. Дети расширяют и углубляют уже имеющиеся сведения о разных видах деятельности, пополняют свой активный словарный запас.
Профессиональная ориентация – научно-практическая система государственных мероприятий по подготовке подрастающего поколения к осознанному выбору профессии. В настоящее время необходимость ранней профессиональной ориентации обозначена как один из важных элементов социально-коммуникативного развития ребенка, который предполагает постепенное погружение детей в современный мир, формирование потребностей на основе соотношения желаний и возможностей семьи.
Формирование у детей интереса к труду и трудолюбия – профессиональное воспитание. Обеспечение детей информацией о мире профессий – профессиональное информирование. Являются основными направлениями ранней профессиональной ориентации воспитанников. В ДОУ Ранняя профориентация призвана дать ребенку начальные и разнообразные представления о профессиях. Предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру.
Для внедрения ранней профориентации в раннем дошкольном возрасте в
детском саду применяются разнообразные технологии: игровые технологии;
технология лэпбуков; технология макетирования; технология проектов; дистанционные технологии.
Игровые технологии предоставляют возможность переноса осваиваемых ребенком способов познания мира профессий в другие условия, способствует проявлению самостоятельности и творческой инициативы. При ознакомлении
детей дошкольного возраста с профессиями взрослых могут быть использованы: дидактические игры для закрепления знаний о трудовых процессах, инструментах, необходимых людям разных профессий. Сюжетно-ролевые, режиссерские игры, игры-фантазии, игры-викторины, игры-экспериментирования, игры-путешествия и т. д.
Помимо игровых технологий, применяется технология лэпбуков. Эта технология способствует развитию творчества, воображения и обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность. Вид совместной деятельности взрослого и ребенка, пригоден к использованию одновременно группой детей и в самостоятельной деятельности.
Технология макетирования, где макет является не только центральным
элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками,
но и связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности. Развивающий потенциал данной технологии в ранней профориентации в том, что она дает возможность вариативного использования игрушек, маркеров пространства, предметов-заместителей, объединения разных по содержанию макетов, что способствует формированию у детей самых разнообразных игровых замыслов и позволяет закрепить полученные знания о профессиях взрослых. Решение задач ранней профориентации в рамках проектной деятельности осуществляется через интеграцию содержания всех образовательных областей. Проект – это совместный продукт сотрудничества и сотворчества всех участников образовательного процесса от замысла до воплощения. Проекты охватывают различные виды деятельности детей дошкольного возраста : познавательно-речевую, экспериментирование, поисково-продуктивную конструктивную, моделирование, музыкальную, а также совместную деятельность педагогов, детей
и родителей. К дистанционным технологиям, относится «Гость группы», виртуальное гостевание. Первая технология – это вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс группы, при котором родители являются носителями важной информации, практических умений, нужной для решения проектной задачи.
Включения родителей в совместную социально значимую деятельность играет важную роль в развитии социальных и коммуникативных навыков у дошкольников. Виртуальное гостевание предполагает активное взаимодействие не только с педагогом, но и непосредственно между дошкольниками с помощью их родителей. Это новая прогрессивная форма организации детской деятельности, которая позволяет значительно расширить сферу общения и включить ребенка в жизнь детского сада во время его отсутствия. Возможны такие интерактивные приемы, которые позволяют сделать опыт гостя интересным и насыщенным. К
ним относится, в частности, использование различного интерактивного оборудования.
Реализация цели и задач ранней профориентации в дошкольном образовании обеспечит решение требований ФГОС ДО: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей принятых в обществе правил и норм поведения в интересах семьи, человека, общества (уважение к труду взрослых, понимание ценности труда, интерес к различным профессиям взрослых); достижение целевых ориентиров (ребенок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда). Проявление доброжелательности, неподдельной заинтересованности даже самыми странными вопросами малышей, а также поощрение диалога помогают детям справиться с нерешительностью, стеснительностью и замкнутостью.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://edunews.ru/proforientaciya/materials/v-detskom-sadu.html
2. Кузнецова Г. Н. Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении: учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ /
Г. Н. Кузнецова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021.
3. Клековкина Т. П. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста / Т. П. Клековкина. – Киров: КИПК и ПРО, 2009.
4. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т. В. Потапова. –
М. : Сфера, 2005.
5. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. – М., 1988.
6. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : учебнометодическое пособие / В. П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2004.