Софья Яцук
Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – время рождения личности. Осознавая свое "я", ребенок проявляет первые моменты самоутверждения - "я сам", стремится воздействовать на ситуацию, активно вступает в отношения "я и другие".
В этот период формируются основы самопознания, социальная мотивация поведения. И взрослые должны помочь дошкольнику войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, осознать свое "я".
Публикация «Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
В детской психологии под образом "я" понимается развитие представлений ребенка о себе, как о человеке и индивидуальности, отношение к себе, желание что-то сделать для себя и других, т. е. проявление активности. Эти проблемы нашли свое отражение в отечественной детской и социальной психологии.
Сегодня, учитывая состояние развития современного общества, как никогда остро возникла потребность воспитания творческой личности, открытой к переменам. В мире будущего значительно важнее научиться правильно, понимать новое, чем знать и повторять старое.
Старший дошкольник представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность. Он знает, в какой стране живет, в каком населенном пункте находится его дом; имеет некоторое представление о материках и странах.
Он отдает себе отчет в том, какое место среди людей занимает (я - дошкольник) и какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдет учиться в школу). Тем самым он находит себе место в пространстве и во времени.
Многие педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, сталкивались с проблемой застенчивости отдельных детей, не умением высказать свое мнение, общаться друг с другом. Основные причины эмоционального неблагополучия детей :
Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. Ведь свое отношение к "домашним проблемам" ребенок отражает в рассказах о семье, в рисунках, играх.
Во-вторых, у детей деформирована самооценка (занижена, завышена, противоречива и неустойчива) дети не всегда идут на контакты.
В-третьих, у детей повышенный уровень тревожности, они чрезмерно робки, беспокойны неуверенные в себе.
Для определения самооценки у детей в своей практике мы используем диагностические методики: "Какой я" (Р. Немов) и "Лестница" (Е. Е. Кравцова).
Методика, "Какой я" предназначается для определения самооценки ребенка дошкольника. Для этого ребенку задаются вопросы, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Какой ты: хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый (способный, трудолюбивый, честный. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляются в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы.
Результаты данной методики показали, что
50% детей затруднялись в оценке себя, своих поступков;
15% детей совсем отказались отвечать;
и лишь у 35% детей ответы были уверенными, четкими.
Методика "Лестница" (Е. Е. Кравцова).
Ребенку предлагается изображение лестницы, на одну из ступенек которой, он должен себя поставить. На самой верхней ступеньке помещаются "самые умные" дети, "самые сильные", "самые добрые", а на нижних ступеньках соответственно "самые глупые", "самые слабые", "самые недобрые". Содержание уровней разработано на основе предлагаемых программой "Детство" характеристик, в разделе "Ребенок входит в мир социальных отношений".
Результаты были следующие: два ребенка, поставили себя на самую высокую ступеньку. А остальные дети поставили себя на ступеньки пониже, но тринадцать детей долго сомневались, куда себя поставить, а двое просили помощи воспитателя.
Развитие у ребенка положительного самоощущения в старшем дошкольном возрасте проходит эффективнее при наличии следующих условий :
1. Положительное самоощущение у детей в группе.
2. Уверенность в своих возможностях.
3. Повышение самооценки и развитие самосознания.
Для создания данных условий мы составляем перспективный план. В нем, должна быть отражена организованная деятельность, совместная работа взрослого и детей и работа с родителями. Главный вид детской деятельности дошкольного возраста - это игра. Поэтому вся работа мы проводится через игровую деятельность.
Работу по формированию уверенности в себе мы начинаем с создания развивающей среды : вносим кукол изображающих членов семьи, макет кукольного дома, на каждом стуле пишем имя ребенка. Дети уверенно чувствуют себя в группе, зная, что у них есть свое личное место. В центр конструктивных игр вносим деревянные детали и набор детских инструментов "Сделай сам". Для возможности наблюдения за собой, в группе расположены зеркала на уровне глаз детей. Это способствует ребенку лучше осознать себя. Рассматриваем себя в зеркале, затем рисуем автопортрет на бумаге.
Чтоб подчеркнуть различия людей, мы сравниваем девочку и мальчика, что общего и чем отличаются друг от друга. Даем больше возможности высказаться детям: "Подумайте, поразмышляйте…". Составляем рассказы: "Какой я", "Что мне в себе нравится?". Проводим нравственно-этические беседы: "Какими должны быть мальчики и девочки", "Каждый привлекателен по-своему". В свободной деятельности вместе с детьми готовим материал для дидактической игры "Одень куклу". Цель: Показать различие в одежде девочек и мальчиков
На стенде "Наше творчество" еженедельно появляются лучшие рисунки, поделки, результаты детского словесного творчества. Высказывания детей на темы : "Если б я был волшебником ", "Каким должен быть настоящий друг". Каждый ребенок получает возможность не только познакомиться с результатом чьей-то творческой деятельности, но и узнать имя автора. Дети знают, где можно хранить принесенные из дома игрушки и "драгоценные" для них предметы, где хранить незаконченный рисунок, поделки. Все эти средства вызывают интерес к себе, чувство собственной ценности.
Для выражения различных эмоциональных состояний в группе есть шумовые музыкальные игрушки, маски животных, набор пиктограмм, набор животных позволяющих разыграть драматизации известных сказок. Чтобы дети чувствовали себя комфортно в группе, мы используем такой прием как "Я пришел". Входя в группу, дети размещают рядом со своей фотографией пиктограмму, означающую их настроение. Рядом находится зона уединения. Здесь ребенок может побыть наедине с самим собой, рассмотреть семейные альбомы, книги, поиграть в дидактическую игру "Нарисуй настроение".
Для того чтоб помочь детям сохранить свою индивидуальность и индивидуальность своего товарища в трудных ситуациях нравственного выбора, разработана система занятий. Цель которых: способствовать развитию активности детей, навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства; развивать внимание, память, воображение; и создать обстановку доверия и комфорта. В ходе этих занятий используются подвижные, словесные, дидактические игры, этюды.
При формировании у детей умения рассказывать о себе, мы каждую неделю проводим занятия "Мои интересы". На этих занятиях один ребенок рассказывал о себе, а остальные дети задают ему вопросы. Для преодоления скованности у детей и расширения их кругозора, проводим беседы о труде журналистов, корреспондентов, фотографов. Родителям предлагаем посмотреть телепередачи вместе с детьми, узнать цель работы журналистов, особенности их профессий. Совместно с детьми и родителями изготавливаем атрибуты к игре "Мы журналисты". Это помогает детям, постепенно освоить роль корреспондентов: брать интервью у заведующей детским садом, старшего воспитателя, медицинской сестры. А затем принимать участие в выпуске газет: "Наш веселый детский сад", "День Победы". Данная работа помогает не только научить детей задавать вопросы, но и более полно, интересно на них отвечать.
Чтобы помочь понять свою индивидуальность, детям предлагается узнать о значении своих имен, познакомится с их историей. Вместе с детьми составляем кроссворды об именах. Чтоб осознать родственные связи между поколениями, мы используем такой прием, как построение генеалогического древа. На наш взгляд, с помощью этого приема, дети острее ощущают свои корни, так необходимые в становлении самопознания.
Для достижения успехов в формирование положительного самоощущения, обязательно тесное взаимодействие с семьей.
Родителей привлекаем для участия в инсценировках сказок на детских праздниках, на групповых мероприятиях, таких как: "День рождения детского сада", "Декада семьи", "День матери".
В конце года при проведении повторной диагностики, мы получили такие результаты.
По данным диагностики, "Какой я" 16 детей показали высокий результат, они уверенно отвечали на все вопросы. Поведение и общение детей положительно направлено. Охотно вступали в общение, как со сверстниками, так и с взрослыми. Трое детей поднялись на средний уровень. Эти дети в новых условиях иногда испытывали скованность, им требовалась поддержка и направление взрослых.
А динамика роста развития самооценки показала, что если в начале старшего дошкольного возраста только двое детей поставили себя на самую высокую ступеньку, то в конце 11 детей были на самой высокой ступеньке. Их собственное "я", с которого начался старший дошкольный возраст, укрепилось, позволило им поверить в собственные силы, осознать свои возможности.
Проведенная работа с детьми по проблеме: "Формирование положительного самоощущения у детей старшего дошкольного возраста ", дала на наш взгляд положительные результаты. Дети стали активными в общении со сверстниками; охотно включались в совместную деятельность; по своей инициативе проявляли сочувствие. Мы хотим подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта, терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.
Список литературы
1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду/ под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович - СПб, 2002.
2. Козлова С. А. Я - человек. Программа социального развития ребенка - М., 2004.
3. Князева О. Л. Я - ты - мы. Программа социально-эмоционального развития дошкольников. М., 2005г.
4. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991г.
5. Методические советы к программе "Детство"/ отв. ред. Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. - СПб, 2001.
6. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. - М., 1988.
7. Развитие общения дошкольников со сверстниками / под ред. А. Г. Рузской. - М., 1989.
8. Рылеева Е. В. Вместе веселее. - М., 2000.
9. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. - Н. Новгород, 1997.
10. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб, 2002.