ольга деманкина
Создание языковой среды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых сложных методических задач. Чем младше ребёнок, тем больше у него шансов овладеть вторым языком в максимально возможном объёме и с естественным произношением. Вопросы, связанные с обучением татарскому языку детей дошкольного возраста, являются достаточно спорными. С одной стороны - раннее детство рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения вторым языком. С другой стороны - у детей дошкольного возраста возникают определённые трудности усвоения второго языка, поскольку является недостаточно мотивированным видом деятельности. В дошкольном возрасте ещё отсутствуют действительные мотивы овладения вторым языком. Кроме того для русскоязычных детей, а для некоторых детей и из татарских семей - татарский язык является по сути иностранным языком.
Публикация «Создание языковой среды в детском саду» размещена в разделах
Здесь на помощь может прийти правильно организованная языковая среда. Естественная языковая среда достаточно стимулирует процессы овладения родным языком.
Цели, которые мы ставим перед ребёнком, являются для него абстрактными, поэтому процесс обучения мы должны строить с целью удовлетворения познавательных, игровых, личностных потребностей ребёнка. У детей дошкольного возраста могут возникать психологические барьеры в связи с непривычными звуками татарской речи, незнакомыми и странными для детей словами и фразами, возникающими ассоциациями с родной речью.
Добиться успеха в обучении детей позволяет, с одной стороны, использование личностно-ориентированного подхода к ребёнку, предполагающего проведение индивидуальной работы, применение системы поощрений, привлечение детей к успехам в их деятельности; с другой стороны, создание татароязычной развивающей среды.
Моя цель в воспитании и развитии личности ребёнка - это, успешно адаптирующийся к дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности ребенок, уже в условиях школы.
И главное в моей работе - создание условий для свободного общения детей дошкольного возраста на татарском языке средствами эффективных образовательных технологий.
Воспитательно-образовательные задачи:
1. Пробуждать интерес к изучению татарского языка через информационные и игровые технологии.
2. Формировать навыки общения между собой на татарском языке.
3. Развивать восприятие, внимание, память детей; интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятельности.
4. Воспитывать интерес и уважение к культуре, традициям и обычаям татарского народа.
При обучении татарскому языку дети сталкиваются с дополнительной трудностью: снижение мотивации и познавательной активности может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на неродном языке. Для специалиста татарского языка облегчают образовательный процесс использование таких форм наглядности как карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, аудиоматериалы, но а инновационные технологии (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты, развивающие коммуникативно-направленные игровые методы и приемы) способствуют повышению познавательной активности детей и воспитанию любви к второму государственному языку.
Основные виды инновационных технологий, применяемых в детских дошкольных учреждениях:
Здоровьесберегающие технологии. Проектная деятельность. Развивающие технологии. Коррекционные технологии. Информационные технологии. Личностно-ориентированные технологии. Технология «Портфолио педагога». Игровая технология. Технология создания предметно-развивающей среды в ДОУ. В своей работе я опираюсь на игровые и информационные технологии. Использование ИКТ на занятиях в детских дошкольных учреждениях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению новых получаемых знаний.
Актуальность использования ИКТ.
Компьютерные технологии активно применяются в образовательном процессе, открывая для сферы образования новые возможности: эффективность поиска, структурирования информации, формулировки образовательной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, работы с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение практических задач. Использование интерактивных игр в дошкольном образовании дает возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников. Использование ИКТ при обучении дошкольников татарскому языку» предполагает: - комплексность и многофункциональность использования интерактивных игр в обучении на занятиях по обучению детей дошкольного возраста татарскому языку; -адаптивность электронного образовательного ресурса, возможность внесения в него изменений и дополнений в зависимости от программы и особенностей конкретного образовательного направления и целей педагогов.
Игровая технология: строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно: игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении ведется процесс реализации УМК по обучению детей татарскому языку. Главной целью этого процесса является эффективная организация работы по использованию УМК.
На занятиях, в индивидуальной работе дети вовлекаются в иноязычную среду постепенно, через игру. Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения.
Применение инновационных педагогических технологий способствует: повышению качества образования; повышению квалификации воспитателей; применению педагогического опыта и его систематизация; использованию компьютерных технологий воспитанниками; сохранению и укреплению здоровья воспитанников; повышению качества обучения и воспитания.