Людмила Яковенкова
Современный урок «Совместное творчество учителя и ученика»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный урок - совместное творчество учителя и ученика
"Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора эрудиции" В. А. Сухомлинский.
НО! "Чтобы выжить, надо быстро изменяться" (Правило Черной Королевы) Л. Кэрралл.
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Публикация «Современный урок „Совместное творчество учителя и ученика“» размещена в разделах
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) - океан знаний и рифы противоречий. И это - нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его - одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводники через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он - всегда старше, за ним - знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это - не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем - живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок - имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том. Что дети приходят в школу с разной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учеба превращается в тяжелую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет создать условия для развития ЭВС младшего школьника. Каждый ребенок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учеба будет сопровождаться успехом. Поиск эффективных путей разрешения указанной проблемы определил тему исследования: «Развитие ЭВС в младшем школьном возрасте».
Ученику надо помочь научиться учиться (т. е. сформировать учебную деятельность, а учебную деятельность нельзя сформировать без развития ЭВС. Это позволит ему добыть знания самому и помочь ему сделать это самому, приведет к тому, что дети научатся,учиться смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу.
Вопрос качества, а значит, современности урока волнует всех. Конечно же, хотелось бы, чтобы урок был интересным, ведь интересный урок – это активизация интеллектуальных и волевых процессов, их взаимопроникновение и взаимодействие друг на друга. Что может помочь сделать урок ярким, эмоциональным, способным вовлечь ученика в процесс самостоятельного поиска,возбудить у ученика интерес к предмету, желание познания? Все эти вопросы задаю себе, планируя урок.
На своих уроках использую элементы развивающего обучения.
Цель развивающей системы научить всех и научить хорошо. В нач. школе нам помогает развивающая система Леонида Владимировича Занкова. Которая предусматривает: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; освоение процесса обучения; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся класса, в том числе и слабых.
Адаптивная система обучения Николая Петровича Капустина, в основе которой лежит технология развивающего метода. Которая предусматривает: организацию парной и групповой работы; рефлексия и самоконтроль на каждом этапе урока; высокая мотивация и эмоциональная сопричастность; наличие самостоятельного и творческого задания.
Система Занкова и Капустина не противоречат друг другу, а гармонично накладываются одна на другую.
Мы сталкиваемся с тем, что нагрузка на детей возрастает, дети мало двигаются, поэтому я считаю, что невозможно представить урок без здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, в процессе работы у нас складывается собственная методика, представляющая собой, гармоничное сочетание вышеназванных технологий.
Как сделать так, чтобы каждый урок, какой бы сложной задачей это нам не казалось, являлся ступенью на пути к новым вершинам знаний и развития современного ученика, т. к. урок – это прежде всего инструмент формирования его личности. Если урок интересен для учеников и для учителя, тогда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный — это как будто бы совершенно новый урок, но не теряющий связи с прошлым, то есть актуальный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего молодого человека, проявляющийся в действительности и дающий перспективу для будущего.
Какие бы ни совершались реформы и преобразования в области образования, урок остается главной формой обучения, хотя меняются цели и содержание преподавания в современной школе, появляются новые средства и технологии обучения.
Но в настоящее время, как и прежде, многие учителя предпочитают традиционный урок, что иногда является логически оправданным. Это объясняется разными причинами: чаще всего привычкой и боязнью нового, непониманием огромного количества инноваций, внедряющихся в современную школу и порой не дающих никаких положительных результатов, кроме дополнительной нагрузки, требующей моральных и физических затрат от учителя.
Но есть учителя, и их немало, которым удается изменить ход традиционного урока так, чтобы это понравилось не только им, но и их ученикам. И самым интересным становится то, что они стремятся к вовлечению в активный творческий процесс обучения своих учащихся. Естественно, учитель не освобождается от своей обязанности учить, но он начинает учить по-новому.
Что главное в уроке? Каждый учитель на этот счет имеет свое мнение. Одно из них — актуализация значения некоторых привычных (традиционных) частей урока.
Учитель должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы каждый ученик оказался в ситуации, когда он может и желает раскрыть свои потенциальные возможности, когда он берет ответственность за свой ученический труд на себя, вступая с учителем в отношение доброжелательного сотрудничества, а не иждивенчества. Когда ученик окажется с помощью учителя и его методики в такой ситуации, тогда можно считать свой урок успешным, современным. А это порой бывает очень трудно.
Тест для учащихся, который поможет Вам выделить такие черты современного урока, как сотрудничество, свободу и демократизм. Кроме того, вы убедитесь, что дети дадут учителям рекомендации не придерживаться старых методов обучения, так как появилось множество разнообразных, интересных форм уроков, а также сократить количество письменных заданий на уроке, чтобы дать отдых рукам.