Золотухина Елена Владимировна
Современные педагогические реформы — необходимость
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационный процесс на нынешнем этапе развития общества первую очередь касается системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образованиии использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Публикация «Современные педагогические реформы — необходимость» размещена в разделах
Педагогические технологии определяют новые средства, формы, методы, используемые в практике педагогики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.
Что же такое “технология”? Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т. д.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
• возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
В связи с изменением системы образования повышаются требования к профессионализму педагога. Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Спрос на мастеров обучения всегда высок. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной, щадящей (личностно - ориентированной, технологии сотрудничества.
Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.
Иногда педагог-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы. В этом случае следует говорить об “авторской” технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический анализ может стать основой становления собственного педагогического стиля. Любая педагогическая технология должна быть воспроизводима и быть здоровьесберегающей.
В последнее время обретают большую значимость технологии интерактивного обучения. Они позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды. Направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.
К таким технологиям относятся:
1. Работа в парах. (тест карандаши);
2. Карусель;
4. Работа в малых группах;
5. Аквариум;
6. Незаконченное предложение. (Жили – были король и королева, и вот однажды.)по цепочкке;
7. Мозговой штурм;
8. Броуновское движение;
9. Дерево решений;
10. Ролевая (деловая) игра;
11. Мастерская.
Одна из важнейших интерактивных технологий – технология ИКТ.
Использование ИКТ – результат реализации программы “Электронная Россия”
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
С точки зрения использования ИКТ на занятии, представляется целесообразным разделить их на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обусловливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения:
1. Занятия демонстрационного типа - презентация.
2. Занятия – викторины, тесты.
Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.
3. Обучающие компьютерные игры.
Существующие на рынке обучающие программы для данного возраста можно классифицировать следующим образом:
1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
2. "Говорящие" словари иностранных языков с хорошей анимацией.
3. АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.
4. Игры-путешествия, "бродилки".
5. Простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
4. Физминутки, упражнения на релаксацию, постановка проблемы после просмотра видео.
5. Работа с родителями.
Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.
6. Использование для профессионального роста воспитателя.
Сбор и хранение информации, участие в конкурсах межрегионального и международного уровня, собирая материал для портфолио. На сайте ДОУ можно сделать мет. копилку, куда педагоги могут складывать информацию, доступную для членов группы: нормативные документы, картотеки, разработки занятий, стихи и т. д.
Использование ИКТ - технологий на уроке позволяет:
• активизировать познавательную деятельность учащихся;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
• повысить объем выполняемой работы на уроке;
• усовершенствовать контроль знаний;
• сформировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
И, как следствие всех этих составляющих, имеет место повышение качества знаний учащихся.
В образовательном процессе ДОУ используется технология мнемотехника.
"Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной, но и мышления, внимания, воображения.
Данную технологию можно включить во все виды занятий, ещё я слышала,что рациональнее её вводить в работу с детьми 4-5лет, так как у них накоплен основной словарный запас. В образовательной деятельности используют мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация). На занятиях по развитию речи они особенно эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек знакомят детей с окружающим миром на познавательных занятиях. Например, в экологическом образовании детей помогает им сформировать понятие “сезон как время года”, запомнить признаки сезонов, усвоить принципы составления описательных рассказов по временам года, описания диких и домашних животных, различных предметов. Изображать можно все, что посчитаете нужным отразить в данной таблице, но так, чтобы было понятно детям.
Приёмы мнемотехники широко используют на занятиях по математике, ИЗО.
Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, по результатам обследования у детей была отмечена положительная динамика: заметно повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшаются распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность. А также дети начинают осознавать вспомогательную роль изображений для удержания в памяти словесного материала.
Важнейшие принципы мнемотехники
В основе развития памяти лежат два основных фактора – воображение и ассоциация. Для того, чтобы запомнить что-то новое, вам необходимо соотнести это новое с чем-то, т. е. провести ассоциативную связь с каким-то уже известным фактором, призвав на помощь своё воображение. Ассоциация – это мысленная связь между двумя образами. Чем многообразнее и многочисленнее ассоциации, тем прочнее они закрепляются в памяти. Странные, нелогичные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.
Основные приё мы:
• Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
• Рифмизация
• Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы, которые соединяются с запоминаемой информацией
• Закономерности
• Знакомые числа
Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал “легкоусвояемым”.
Рассмотрим, как можно использовать мнемотехнику на занятиях.
Итак:
Для запоминания прямого и обратного счё та:
1.2.3.4.5 – начинаем мы считать
6.7.8.9.10 – надо мысли все нам взвесить.
10,9.8.7 – вот мы взрослые совсем.
6.5.4.3.2.1 – вот и весь ваш господин.
Временные отношения: Утро, день, вечер, ночь – сутки прочь;
Геометрич. материал: луч, волнистая, кривая, ломаная, отрезок.
Мнемотаблицы по месяцам, знаки больше, меньше, минус, плюс.
Запоминание цифр, состава чисел, таблицы сложения. Название чисел второго десятка сорок, девяносто, сто – примеры в таблицах.
Работу современного воспитателя трудно представить без использования проектирования в своей работе. Проектной деятельностью они занимаются ни один год.
Эта технология имеет ряд преимуществ: возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один день, два, три.
В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Преимущества проектного метода:
• является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
• повышает качество образовательного процесса;
• служит развитию критического и творческого мышления.
• способствует повышению компетентности педагогов.
Недостатки:
• низкая мотивация воспитателей, родителей;
• недостаточный уровень сформированности у воспитанников умений исследовательской деятельности
Алгоритм работы над проектом: выбор темы, тематическое планирование, организация окружающей среды, совместная работа воспитателя с детьми.
В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность.
Проекты могут быть семейные, личностные, коллективные, групповые.
Современные педагогические технологии необходимы, потому что сфере образования необходимо усовершенствование всвязи с изменением общества и его потребностями.
Анализ сущности педагогических технологий позволяет сделать следующие выводы:
• педагогические технологии ориентированы на обучаемых и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности;
• педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством профессионального образования.